07.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024 18+
07.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024
// Тема номера

Индикаторы риска нуждаются в пояснениях

Елисеева Наталия

Председатель Ассоциации фармацевтических работников Сахалинской области

 

Наше сахалинское ГУОТП занято и оптовой, и розничной деятельностью одновременно. Поэтому с дистрибуторами от лица частных аптек областная ассоциация фармработников не взаимодействовала, ведь особых нагрузок от коммерческих планов наши участники не испытывают (за исключением очень небольшого нелекарственного ассортимента).

В то же время в наших условиях серьезным преимуществом аптечной организации (как правило, сетевой) являются собственные склады и логистика: для отдаленного региона особенно важна возможность создания более-менее равномерных товарных запасов. Здесь необходимо только, чтобы недорогие лекарства не заменялись на СТМ, предлагаемые крупным фармритейлом в качестве аналогов таких препаратов по гораздо более высоким ценам (ведь в такой ситуации доступность медикаментов повышается лишь внешне, а в действительности падает). Данная тенденция, к сожалению, имеет место быть и часто идет рука об руку с собственной логистикой сетевых компаний.

Хотела бы обратить внимание не только на конкурентную, но и на регуляторную среду аптечных организаций: в апреле был введен ряд индикаторов риска для фармдеятельности, и к ним пока еще остаются вопросы.

Первые три новых параметра (пункты 4, 5 и 6 обновленного перечня индикаторов) не вполне понятны с практической, да и с правовой точки зрения. Процедура лицензирования фармдеятельности содержит четкие требования, включая внесение в реестр юрлиц и проведение экспертизы всех правоустанавливающих документов на помещения. Поэтому аппаратура и тем более помещение едва ли могут быть «совместными» для двух аптечных организаций одновременно. Сложно представить себе и ситуацию, когда один и тот же человек работает фармацевтом или провизором на двух различных предприятиях (особенно если те расположены в разных регионах).

Следующие два индикатора касаются сведений о списании лекарств и их передачи на уничтожение и, на мой взгляд, также требуют уточнений. Ведь пока что неясны ответы на вопросы: что необходимо сделать для предотвращения указанных нарушений? Какие документы следует оформить? Куда эти документы должны передаваться?

А вот пункты 10 и 11 на практике могут проверяться уже сегодня и даже могли проверяться ранее. Ведь выгрузка данных из системы ОФД (онлайн-кассы) и системы учета товаров зачастую происходит не синхронно. Были случаи, когда при контрольных мероприятиях выявлялись препараты, реализованные через кассу еще в 2021 году, но по неизвестным техническим причинам «зависшие» в инфосистеме маркировки. При этом аптеками были выполнены все необходимые действия.