Заявление о законопроекте, который обещает стать основой будущего лекарственного возмещения. Перемены в руководстве главных отраслевых ведомств.
И новая попытка "отрегулировать" аптечные сети, а также новогодние ожидания от законопроекта о дистанционной торговле...
А где–то вдали, на третьем плане — еще и мартовская инициатива Госдумы о законодательном определении аптеки. Аптеки как элемента системы здравоохранения.
ТРОЙНОЙ УДАР
В 2019 г. эксперты фармацевтического сообщества заговорили о "тройном ударе по фармации". Для производителя это означало: маркировка плюс новое ценообразование плюс гражданский оборот. Аптеки же увидели тройную угрозу в другом: отмена ЕНВД плюс маркировка плюс неопределенность с дистанционной торговлей.
Сегодня к этому "комплекту" может присоединиться новый формат аптечной конкуренции или же новый, не до конца еще известный механизм регулирования в данной области. А при самом масштабном формате преобразований, заявленном в предпраздничные дни, — пересмотр всей системы льготного лекарственного обеспечения.
ЛЕКАРСТЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ. ДОЖДАЛИСЬ?
Лекарственное возмещение столь интересно для фармацевтического сектора, что им могут быть обусловлены даже последствия дистанционной торговли. Но о ней немног позже. Начнем с "новогодней" законодательной инициативы. Итак, 2020–й может стать годом переформатирования системы лекарственного обеспечения. От льготного к всеобщему.
О будущей программе и первых шагах по ее разработке рассказала на Х Всероссийском конгрессе пациентов министр здравоохранения (теперь уже бывший, а ныне глава ФМБА) Вероника Скворцова.
За неделю до нового года инициативу отметила вице–премьер Татьяна Голикова. Она сообщила о законопроекте, который может лечь в основу лекарственного возмещения и поможет запустить новые "пилоты" в регионах.
Речь о том, чтобы создать единый регистр получателей льготных лекарств. Сторонники законопроекта надеются: он поможет справиться с последствиями «монетизации» и вернет бюджету деньги для пилотных проектов и полноценного возмещения. На то, чтобы выверить организационно-финансовые механизмы, по мнению Татьяны Голиковой, понадобится около двух лет.
На старте обещанного лекарственного возмещения было обещано — "не ухудшить положение ни одного человека", как и компенсация в 828 руб. от федерального бюджета и жизненно необходимое лекарство от бюджета регионального.
Здесь стоит обратиться к теории "бюджетного разворота", сформулированной главой Лиги защитников пациентов Александром Саверским: вовремя полученная таблетка — это вклад в экономику страны. Пациент продолжает трудиться, аптека сохраняет рентабельность, медицина не несет расходов на экстренную помощь.
Для сведения: всего лишь недосып, а не хронические болезни трудоспособного населения — это минус 2 трлн бюджетных рублей ежегодно.
ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С АПТЕКИ
"Что касается закона об аптечных сетях, на наш взгляд, этот закон лоббируется... исключительно собственниками вышеупомянутых сетей, — считает Сергей Умаров, президент Фармацевтической ассоциации Санкт–Петербурга и Северо–Запада. — И его принятие в каком бы то ни было виде приведет к вырождению специальности провизора (фармацевта) до банального продавца и гибели аптечной организации как учреждения, решающего задачи лекарственного обеспечения лечебно-диагностического процесса".
По мнению эксперта, решить поставленные задачи можно также законодательно. Но отталкиваясь не от дефиниции аптечных сетей, а от определения собственно аптеки.
Сегодняшняя формулировка понятия «аптека» в основополагающем Федеральном законе "Об обращении лекарственных средств" исключает розничную аптеку из состава системы здравоохранения, обращает внимание Сергей Умаров. Если дополнить его, и дополнить корректно, в здравоохранение вернется значительная часть аптек.
Кроме того, ст. 4 ФЗ "Об обращении лекарственных средств" выводит за пределы правового поля понятие "аптечная сеть". "Так как если считать аптечную сеть организацией, реализующей функции, упомянутые в данном пункте ст. 4 ФЗ "Об обращении лекарственных средств", то структурные подразделения аптечной сети законом не предусмотрены", — комментирует Сергей Умаров.
В ожидании законодательного определения аптека не должна забывать, что она — место "уникальных компетенций", как метко выразился один из экспертов темы МА, Николай Беспалов, директор по развитию RNC Pharma: "Именно их нужно применять в первую очередь. Именно они делают аптеку уникальной организацией, и для пациента она вряд ли может быть заменена каким-то суррогатом. Если аптека забудет про это, то о ее закрытии можно и не сожалеть".
ИНТЕРНЕТ КАК ПАНАЦЕЯ
Доступность лекарства проще обеспечить лекарственным возмещением. Но пока оно не стартовало, всегда возникает вопрос о ценах. Часть этого вопроса можно решить, если аптечная конкуренция будет знать определенные правила. Ведь в ценовых войнах первым страдает человек.
Законопроект об аптечных сетях запланирован к обсуждению в начале 2020 г. Текст документа пока не выложен в открытый доступ. Кое–что о его содержании можно понять по комментариям руководителя Межфракционной рабочей группы Госдумы Андрея Исаева:
- документ будет предполагать ряд ограничений по аналогии с законодательством о сетях торговых. Однако так же жестко, как торговые сети, аптеку регулировать нельзя;
- проблему завышенных цен поможет решить к тому же закон о дистанционной торговле лекарствами.
Последний необходимо было принять уже давно. Отсутствие официального регулирования дистанционной торговлей лекарственными препаратами формирует теневой рынок, тормозя развитие отрасли. Грамотное регулирование способно решить важные задачи фармацевтической розницы, среди которых аптечная конкуренция и самолечение. Один из экспертов темы МА напомнил высказывание Билла Гейтса: "В будущем на рынке останется два вида компаний: те, кто в Интернете, и те, кто вышел из бизнеса".
МОНОПОЛИЯ АПТЕКИ НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ
Говоря о монополизации аптечного рынка, стоит обратиться к первому варианту думских инициатив о лекарствах (подробно о них рассказано в МА №3–4/19). Здравые во многом предложения — об определении аптеки, ограничении конкуренции и улучшении географической доступности лекарства — они утонули в горячих дискуссиях. Отзвуки их слышны и в сегодняшних проектах.
О монополизации на российском аптечном рынке сейчас говорить не имеет смысла, считает Николай Беспалов: "В нашей стране порядка 2,5 тыс. аптечных сетей, крупнейшие из которых (если не считать ассоциаций) занимают на рынке долю менее 6,5%. В крупных городах работают сотни сетей.
О какой монополизации идет речь? Ее нет".
Монополия крупных аптечных сетей и "аптечная монополия" — совсем не одно и то же. Да и должны ли продажи лекарств онлайн всеми, кому не лень, становиться альтернативой аптеке?
На эту роль и так множество кандидатов, включая отделения "Почты России". Как замечает Ярослав Шульга, основатель компании Shulga Consulting Group: "Несмотря на то, что стабильной, многолетней "инвестиционно интересной" тенденции роста аптечной розницы в натуральном выражении не наблюдается… для игроков с "других рынков" сам по себе объем аптечной розницы в денежном выражении «оптически привлекателен". Попытки "поучаствовать" будут продолжаться".
Даже несмотря на то, что "монополия" аптеки на фармацевтическую помощь — примерно то же, что и "монополия" врача на помощь медицинскую.
ПЛЮСЫ ОНЛАЙН–ОТПУСКА
Конечно, у дистанционной торговли фармацевтическими препаратами есть ряд преимуществ. И отчасти она помогает решать проблему географической (и ценовой) доступности лекарства, замечает Николай Беспалов.
"Покупатель–пациент сможет не просто выбрать точку из числа аптек, которые находятся в шаговой доступности, а заказать доставку из сети, ближайшая аптека которой может находиться в соседнем районе, но предлагает товар с минимальной наценкой, — продолжает эксперт. — Особенно это актуально для больших покупок, когда речь идет о наборе препаратов, или при покупке лекарств для курсового лечения. С использованием интернет-сервисов открывается значительное количество способов экономии, в т.ч. за счет сопоставления цен в разных аптечных сетях...
В чем здесь выгода для аптеки?
Онлайн–формат либо уменьшает издержки "офлайнового" бизнеса, либо позволяет наращивать его продажи — следовательно, можно ожидать от этой модели улучшения финансовой доступности лекарства.
С точки зрения физической доступности, особенно для отдельных категорий граждан, онлайн и вовсе незаменим".
Но в удаленные районы доставка может оказаться дороже лекарства, предупреждает эксперт фармацевтического рынка Маргарита Шилова и дополняет о дистанционной торговле: "В основном это будет дополнительный сервис для аптечных организаций. При этом останутся нерешенными другие проблемы доступности лекарственных средств".
КАК НЕ РИСКНУТЬ ЗДОРОВЬЕМ?
Однако эффективность и безопасность — разные понятия не только в фармакологии. В случае с дистанционной торговлей в зоне риска — собственно качество лекарственного средства.
"Заказы онлайн — это уже настоящее, а не будущее, — комментирует Дмитрий Любимов. — Но уже сейчас нужно создать равные правила игры как для аптек, так и для пунктов выдачи. А иначе останутся только "пункты выдачи" с неконтролируемым оборотом лекарств".
Итак, риск №1 — разрушение системы фармацевтической помощи. Со всеми вытекающими последствиями для здоровья пациента. Об опасностях покупки лекарств через Интернет предупреждают, кстати, и Национальная служба здравоохранения Великобритании, и международные организации.
ДИСТАНЦИОННЫЙ ОТПУСК КАК ЧАСТЬ ЛЕКАРСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ
"Безусловно, доставка лекарств на дом нужна и она обязательно появится. Но к организации этой системы надо подойти ответственно. Покупка препарата — это не просто онлайн-шопинг, — в свою очередь, обращает внимание Александр Кузин, генеральный директор розничного подразделения ПАО "Аптечная сеть 36,6". — Лекарство должно быть доступно за счет лекарственного страхования: врач выписывает рецепт, рецепт попадает в аптеку и лекарство доставляется человеку на дом в индивидуальной упаковке, в той дозировке и количестве, которое назначил врач".
Круг замкнулся: лекарственное возмещение — вновь главный фактор доступности и безопасности. Кстати, о доступности.
ЕДИНИЧНАЯ АПТЕКА: КОНКУРЕНТ ИЛИ ОБЪЕКТ ПОГЛОЩЕНИЯ?
Органический рост аптечной сети — сегодня явно не в тренде. Как замечает генеральный директор сети "Муромские Аптеки" Дмитрий Любимов, многие верят таким прогнозам экспертов: открывать аптеку на новом месте — невыгодно и рискованно. Ведь рынок вот-вот начнет сжиматься, а значит — надо менять стратегии.
У крупного игрока в такой ситуации два варианта: купить небольшую аптеку или использовать ее трафик. До тех пор, пока обессиленный аптечный организм не прекратит свое существование.
Как заметил генеральный директор маркетингового союза "Созвездие" Сергей Еськин: "Аптечные сети конкурируют между собой. Единичные аптеки для них не конкуренты, а объект поглощения в будущем. И чтобы не быть поглощенными, нужны технологии и прочие ресурсы".
"Шансов выстоять очень мало, — полагает директор по развитию аптечной сети "36,6–Здоровье" в Тверской обл. Акоп Варпетян. — Они могут быть, если конкурент (а точнее, его персонал) недостаточно квалифицированный. Проще говоря, если федеральный конкурент пришел со слабой аптекой". В такой ситуации можно посоветовать: применять все то, что сетевая структура не может масштабировать... Ведь у небольших форматов — свои преимущества.
Малый и средний аптечный бизнес опускать руки не собирается. Однако активно осваивает многозадачность. Иногда такая многозадачность кажется нереальной.
КОГДА НЕТ ВРЕМЕНИ НА ПОЛОВИНЧАТЫЕ РЕШЕНИЯ
"Наличие знаний всегда определяет возможность ответного хода, — продолжает Сергей Еськин. — Нужно изучать конкурентов — так же, как и они изучают тебя. Нужно улучшать качество бизнеса и скорость реакции на вызовы. Нужно работать на опережение и вырабатывать ответную реакцию на застарелые проблемы...
Одним из решений здесь будет выявление слабых сторон у себя в бизнесе и неустанная работа с ними (как отметил выше). Плюс анализ сильных компетенций у аптек из федеральных сетей и реализация таких компетенций у себя.
В сегодняшнем дне нет времени на рассуждения и половинчатые решения".
В общем, вопрос о регулировании аптечной конкуренции — чисто риторический. Но главное здесь, как и в законопроекте о льготных категориях, не допустить стратегической ошибки. Любая неточная формулировка… и документ против ценовых войн рискует обернуться актом, их узаконивающим.
ДАТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ, НАЙТИ ОБЩИЙ ЭЛЕМЕНТ
Исследуя комплекс нововведений, планирующихся к реализации в фармацевтической рознице, приходит понимание, что чего–то не хватает. То, что их объединяло, придавало смысл, не только финансовый. Для их реализации необходим общий элемент. Такой, который обоснует каждое из предложенных нововведений. Не ищите ответ в диджитале — он буквально "лежит на поверхности".
"Если мы хотим от аптек социальной составляющей, качественной фармацевтической помощи — нужно создать меры по защите аптечной организации, — подводит итог Сергей Еськин. — А она всегда шла рука об руку с медицинским сообществом. Недаром у провизоров и врачей есть общие дисциплины. Которые не только сближают эти профессии, но и позволяют одинаково понимать проблемы приходящих к ним людей".
Вот он, общий элемент — тот самый, начать с которого когда-то предлагала Госдума. И тот самый, о котором так давно говорит аптечное сообщество.
А дальше — по цепочке. Если аптека — часть здравоохранения, то очевидной становится и необходимость ее поддержки. И необходимость лекарственного страхования. И необходимость цивилизованной конкуренции.
Одна маленькая формулировка может очень многое. Может быть, 2020 год станет для аптеки годом возвращения в систему здравоохранения? Если, конечно, здраво мыслить…