17.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
17.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Здравоохранение // Государственное регулирование

Инновации в непрерывном медицинском образовании

Тема развития в России системы непрерывного медицинского образования (НМО) обсуждалась в рамках секции «Контроль качества и безопасности медицинской деятельности» на проходившей в Москве 30–31 октября 2013 г. XV ежегодной Всероссийской конференции «Государственное регулирование в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий — ФармМедОбращение 2013».  В частности, один из докладов был посвящен реализации пилотного проекта по внедрению НМО в России.

Балкизов Залим Замирович
Заместитель председателя правления Ассоциации медицинских обществ по качеству (АСМОК), член Координационного совета по развитию НМО Минздрава России, заместитель гл. редактора журнала «Медицинское образование и профессиональное развитие»

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НМО И ВОПРОС АКТУАЛЬНОСТИ

Организации, которые я представляю, достаточно давно работают в направлении модернизации дополнительного профессионального образования и внедрения системы, которая принята во всем мире, — системы НМО. Что это такое? Есть много определений. На мой взгляд, наиболее актуально определение, которое дает Американская медицинская ассоциация: НМО — система обеспечения высокого качества медицинской помощи (МП) путем предоставления современной информации и возможностей для повышения квалификации всем медицинским работникам.

Сегодня проблема низкой квалификации медицинских кадров признается на всех уровнях. В указах Президента от 07.05.12 «О мерах по реализации демографической политики РФ» и «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» прозвучали требования разработать, в т.ч. с участием профессиональных медицинских обществ, меры по повышению квалификации медработников, провести оценку уровня их квалификации, а также исследование по вопросу увеличения ожидаемой продолжительности жизни к 2018 г. до 74 лет. Премьер–министр РФ Д.А. Медведев в своем выступлении на Первом национальном съезде врачей РФ отметил необходимость использования современных технологий в повышении квалификации. Министр здравоохранения РФ В.И. Скворцова также достаточно часто говорит об этой проблеме.

Цель, поставленная Указом Президента, — увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 74 лет — достаточно амбициозна. Если сравнить текущие показатели продолжительности жизни в странах ЕС и РФ, то отставание России довольно существенно: в «старых» странах ЕС продолжительность жизни составляет 81 год, в «новых»» странах ЕС — 75,3 года, в РФ — 70,3 года. Для достижения цели требуется сделать серьезный рывок. И то, на что мы можем подействовать наиболее эффективно в структуре этого показателя, это, прежде всего, повышение квалификации медработников и снижение числа врачебных ошибок.

Удовлетворенность населения качеством оказанной МП сегодня достаточно низка. По данным различных опросов и социологических исследований, этот показатель составляет около 30%, иными словами, лишь 1/3 населения удовлетворена качеством МП. Конечно, этот показатель невысок и в других странах, но, как правило, выше, чем 30%. Мы ставим задачу повысить значение этого показателя к 2020 г. до 2/3.

Кроме того, такой важный показатель, как следование клиническим рекомендациям, сейчас, по разным оценкам, достигает 63%. Понятно, что не по всем направлениям разработаны клинические рекомендации, по некоторым нозологиям оценивается следование стандартам оказания МП. Планируется увеличить этот показатель к 2020 г. до 90%.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ НОРМАТИВНАЯ БАЗА И ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ НМО

Новеллы, которые внесены законами от 21.11.11 №323–ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и от 22.12.12 №273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», позволяют существенно менять сложившуюся систему образования и вводить новые элементы.

По закону №323–ФЗ: ст. 69 вводит понятие «аккредитация специалиста» и регламентирует порядок ее проведения (не реже одного раза в пять лет), ст. 73 устанавливает обязанность медработников совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам, ст. 76 предусматривает участие профессиональных некоммерческих организаций в разработке программ подготовки и повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников, в аттестации медицинских и фармацевтических работников для получения ими квалификационных категорий.

По закону №273–ФЗ: ст. 82 определяет содержание, сроки, длительность, формы обучения, ст. 13 предусматривает кредитно–модульную систему обучения, ст. 16 — дистанционные образовательные технологии и электронное обучение, ст. 96 устанавливает полномочия по контролю качества обучения объединений профессиональных организаций (ассоциаций) и работодателей.

В настоящее время Национальная медицинская палата и профессиональные медицинские организации по специальностям готовы к реализации обучения по программам повышения квалификации. Во многих регионах пилотные проекты уже начались, в некоторых — реализуются этапы по информатизации здравоохранения. Разработано уже достаточно много отечественных решений по модификации системы, включая электронные библиотечные системы, учебно–методические комплекты и программные комплексы для реализации «образовательной среды».

ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ НМО

Принцип 1. Сохранение и развитие лучшего отечественного опыта.
Что будет меняться? Только структура ДПО. Сейчас приняты циклы повышения квалификации разной продолжительности, от 72 до 288 ч. (наиболее часто — 144 ч.) один раз в пять лет, в результате прохождения которых врачу продлевается срок действия сертификата и право работы по специальности в течение следующих пяти лет. В 2016 г. будет введен новый термин «аккредитация». При разработке требований и порядка аккредитации, естественно, будут учитываться результаты пилотного проекта, который мы проводим в этом году.

Принцип 2. Гармонизация требований к НМО с аналогичными требованиями, принятыми в развитых странах.
Надо сказать, что у нас есть преимущество: мы можем использовать тот опыт, который есть сегодня у международных организаций, регулирующих НМО, и не повторять их ошибок.

Принцип 3. Партнерство государства и профессиональных организаций.
В этом году приказом министра здравоохранения был создан Координационный совет по развитию НМО, в который вошли представители профессиональных организаций, Минздрава России и государственных образовательных учреждений. Возглавляют Совет два сопредседателя: Л.М. Рошаль, президент Национальной медицинской палаты, и И.Н. Каграманян, заместитель министра здравоохранения РФ. В совете созданы уже рабочие органы, которые занимаются отдельными направлениями. Ведется большая работа по подготовке нормативных документов.

Принцип 4. Комплексное обучение медицинских работников.
Сегодня квалификация врача подразумевает не только профессиональные знания и умения, но и определенную компетенцию в управлении и экономике и такие составляющие, которые очень часто игнорируются в системах базового образования, как этические требования и коммуникативные навыки.

Принцип 5. Удобство для медработника.
Понятно, что врачи, работающие в первичном звене, а именно на них, прежде всего, и будет направлен проект, очень низко мотивированы к тому, чтобы заниматься повышением своей квалификации и вообще участвовать в этой деятельности. Мы постараемся сделать процесс максимально удобным и релевантным в рамках программ повышения квалификации, составляющих 250 ч. за пять лет. Эта норма сейчас принята в большинстве стран Европы и США. Расчет простой: врач должен потратить на свое образование 1 ч. в неделю, в среднем получается около 50 ч. в год, а за пять лет — 250 ч.

Принцип 6. Персонифицированность, непрерывность и контроль.
Новая система образования должна быть персонифицирована, поскольку мы говорим о том, что в ее основу закладываются электронные технологии и индивидуальные образовательные траектории. Каждый врач в этой системе сможет формировать свой индивидуальный план, выполнять его, ежегодно составлять отчет и на основании этого отчета определять свои образовательные потребности на следующий год. Уже есть достаточно простые инструменты, которые позволяют это реализовать. В Интернете система будет выглядеть следующим образом: есть «образовательная среда», в которой содержатся образовательные материалы, имеется такой инструмент, как электронное портфолио или индивидуальный план развития, в котором врач отражает всю образовательную активность, которая будет учитываться в рамках НМО, затем отмечает выполнение этого плана. Отчет будет постоянно доступен в электронном виде и самому врачу, и представителям органов управления здравоохранения в регионе, и представителям профессиональных организаций, главным внештатным специалистам по конкретной специальности.

Принцип 7. Применение инновационных образовательных технологий.
Если мы учились с применением доски, мела и пожелтевших плакатов, то сегодня программам медицинского образования приходится конкурировать с голливудскими блокбастерами. Современное обучение должно быть достаточно технологичным. Естественно, необходимо применять новые технологии, которые доступны сегодня, и это не только дань моде, но и способ повышения безопасности пациентов. Например, симуляционные технологии позволяют отрабатывать различные практические умения на симуляторах и тренажерах, а не на пациентах, тем самым снижая количество технических ошибок в работе врача.

В конце октября состоялось заседание совета ректоров, на котором выступила В.И. Скворцова. В частности, она сказала о том, что в 26 вузах уже действуют симуляционные центры. Разработан проект по созданию 80 опорных симуляционных центров практически во всех регионах РФ, где врачи будут бесплатно повышать свою квалификацию с использованием современных технологий. Однако его реализация пока откладывается из–за нехватки финансирования. Возможно, проект будет запущен в 2014–2015 гг.

Принцип 8. Контроль качества программ и образовательной деятельности.

В условиях, когда вместо одного цикла повышения квалификации в аккредитованном учреждении (а их не так много), медработник будет получать много разрозненных электронных модулей и участвовать в различных мероприятиях, аккредитованных конференциях и т.п., возрастает важность контроля. Мы должны понимать, что это не формальное мероприятие, а специально подготовленное, материалы которого соответствуют установленным требованиям. Эти требования разработаны в соответствии с уже принятыми в Европе. Надеюсь, что в ближайшее время они будут утверждены Минздравом России.

Принцип 9. Независимость НМО.

Необходимо исключить монорекламу производителей и создать Кодекс этики участия спонсоров в НМО. Не секрет, что сейчас очень большую активность в повышении квалификации врачей проявляют фармкомпании. Поэтому мы привлекаем к работе по созданию Кодекса Ассоциацию международных фармпроизводителей.

Принцип 10. Мотивация работников к повышению квалификации.

Сейчас мотивация работников достаточно низкая. Мы настаиваем на том, чтобы накопленные в рамках НМО кредиты (единицы измерения трудоемкости учебной нагрузки по программам повышения квалификации) учитывались при продлении права работы по специальности, а также при аттестации и оплате труда по новой модели — по эффективному контракту.

Принцип 11. Бесплатность большинства видов обучения для работников.

Итак, что меняется? Сегодня — 144 ч. один раз в пять лет, вместо этого будет 250 ч. в течение пяти лет, распределенных равномерно, не менее 50 ч./год. Вместо учета раз в пять лет будет доступен постоянный контроль активности врача в электронном виде с требованием к врачу один раз в год составлять отчет. В преподавании, помимо аудиторных методов, которые сейчас широко распространены, будут внедряться электронные и дистанционные технологии, которые позволят врачам обучаться на рабочем месте. Планируется широко применять новые образовательные технологии и вовлекать в образовательную деятельность профессиональные организации и главных внештатных специалистов Департамента здравоохранения.

ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

В 2013 г. мы начали пилотный проект по внедрению модели НМО. Министр здравоохранения В.И. Скворцова во многих интервью уже упоминала о нем. В проекте участвуют девять регионов: Москва, Санкт–Петербург, Республика Татарстан, Ставропольский, Краснодарский, Хабаровский края, Липецкая и Кемеровская обл., Республика Дагестан. Также в проекте задействовано 16 профессиональных организаций по специальностям.

Сейчас мы разрабатываем нормативную базу. В процессе обсуждения нередко возникают споры, но есть определенные положения, с которыми согласны представители всех обществ и регионов. Это, во–первых, необходимость модернизации существующей системы ДПО. Во–вторых, принцип обучения врача в удобном месте в удобное время, без выездов. В–третьих, качество образовательной активности должно контролироваться и соответствовать тем требованиям, которые будут установлены в рамках пилотного проекта.

Темы образовательных программ, которые разрабатываются для пилотного проекта и в дальнейшем будут использоваться для системы НМО, определяются по–новому — в соответствии с запросами практического здравоохранения. В настоящее время зачастую программы ДПО оторваны от жизни, и это еще одна причина низкой мотивации медработников: врачи не видят никакой связи между своей практической деятельностью и теми проблемами, которые им предлагают обсуждать на циклах повышения квалификации. Мы будем разрабатывать программы и темы, наиболее релевантные для врачей, учитывая при этом распространенные причины смертности и расхождения диагнозов, а также возможности быстрого изменения проблемной ситуации.

ФИНАНСИРОВАНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ

На реализацию проекта потребуется 6 млрд руб. в год или 1,5% ФОТ врачей (расчеты основаны на зарубежных аналогах). Однако ожидаемая выгода от реализации проекта очевидна: улучшение результатов лечения, сохранение жизни и уменьшение инвалидизации, снижение издержек от излишних назначений, госпитализаций, осложнений, а также улучшение настроя медицинских работников. Понятно, что для реализации как проекта, так и самой новой модели, необходимы новые подходы к обучению, средства и материалы. В рамках работ по проекту мы провели анализ: запросили у Департамента информационных технологий Минздрава России данные по оснащенности компьютерами рабочих мест врачей первичного звена в девяти регионах — участниках проекта. Средние показатели составляют 85–90%, около 70% компьютеров подключены к сети Интернет. В связи с этим мы будем искать различные пути доведения информации до тех мест, где нет компьютеров и Интернета. Подход к внедрению новой модели НМО будет гибким.

Мы подготовили достаточно много материалов, открытых для доступа в сети Интернет. Сейчас разрабатывается сайт www.sovetnmo.ru, где можно будет найти всю информацию по пилотам, по проекту и нормативной базе, которая будет утверждаться в ближайшее время.

По материалам конференции

Специализированные
мероприятия
 
ПрофМитинг
 
Статьи подрубрики государственное регулирование:
Что мы потеряли в здравоохранении

С критикой здравоохранения и повестки начавшегося сегодня III Национального конгресса «Национальное здравоохранение от Н.А. Семашко до наших дней», 26 октября выступил президент НМП Л.М. Рошаль. В своей пламенной речи он задался вопросом — насколько сегодняшняя Россия сохранила принципы здравоохранения, заложенные Н.А. Семашко? Приводим полный текст речи.

Производственным аптекам - быть!

Эксклюзив 

Недавно в фармацевтическом сообществе возобновилась дискуссия о необходимости возрождения производственных аптек. Всего на аптечное производство в России выдано около 1400 лицензий. Половина аптек ничего не производят, другая — производят в ограниченном количестве. 

Аптеке нужно менять ОКВЭД

Двойственный статус аптечных организаций стал одной из тем форума «ФАРМЛИГА: встреча лидеров». С одной стороны, согласно нормативным актам и требованиям, фармация принадлежит сфере здравоохранения. С другой, в соответствии с ОКВЭД, лекарственная помощь находится в области торговли, где-то рядом с киосками по продаже напитков или косметики.

Клинические рекомендации медицины - основа ОМС

Консалтинговая компания «Право на здоровье» опросила ведущих экспертов здравоохранения на предмет их восприятия роли клинических рекомендаций в системе здравоохранения. Подавляющее большинство считает, что соблюдение этих регламентирующих назначение лечения документов должно быть обязательным.

Общественники просят пересмотреть ЖНВЛП

Общественная организация «Движение против рака» направило письмо в Кабмин, Минздрав и Счетную палату с просьбой назначить повторное заседание Комиссии по формированию перечня ЖНВЛП и изменить решения в отношении лекпрепаратов лорлатиниб, асциминиб, трастузумаб дерукстекан, соторасиб для терапии тяжелых форм рака различной этиологии.

Специализированные
мероприятия
 
ПрофМитинг