Итоги 2015: АСНА возглавила рейтинг аптечных сетей России
К кому–то кризис приходит в виде падающего спроса и снижения маржинальности, кто–то вынужден сворачивать программы развития бизнеса и концентрироваться на решении тактических задач. Но для отдельных представителей российской фармрозницы экономические неурядицы привели, прежде всего, к росту нагрузки на юридические подразделения. Количество дел о взыскании задолженности, где истцами выступают фармдистрибуторы и производители, а ответчиками аптечные сети, за последний год ощутимо вырос.
Не обходится и без громких публичных «разборок», и это еще один из индикаторов кризиса. Оппоненты обвиняют друг друга чуть ли не в мошенничестве, но худо–бедно ситуация пока решается, проблема неплатежей хоть и существует, но говорить о коллапсе системы кредитования фармритейла и тотальном кризисе доверия преждевременно.
И все же минувший год прошел, прежде всего, под знаменем консолидации, которая в очередной раз изменила как расстановку сил (лидер организованного фармритейла на протяжении года менялся дважды, в т.ч. в текущем рейтинге), так и всю систему взаимоотношений между участниками рынка.
Табл. TOP–15 аптечных сетей по доле на розничном коммерческом рынке ЛП России, 2015 г.
№
|
Аптечная сеть
|
Расположение центрального офиса
|
Количество точек на 01.01.16
|
Доля на рынке по итогам 2015 г., %
|
ЛП
|
не ЛП
|
рынок в целом, без ЛЛО
|
Классические аптечные сети4
|
1.
|
АСНА1
|
Москва
|
2015
|
4,7
|
4,6
|
4,7
|
2.
|
A.v.e. Group2
|
Москва
|
1911
|
3,6
|
3,6
|
3,6
|
3.
|
Ригла
|
Москва
|
1461
|
3,5
|
4,0
|
3,6
|
4.
|
Доктор Столетов (включая Озерки)
|
Москва
|
311
|
2,3
|
2,0
|
2,2
|
5.
|
Аптеки, работающие под брендом Планета Здоровья
|
Пермь
|
917
|
2,1
|
1,4
|
2,0
|
6.
|
Имплозия3
|
Самара
|
1714
|
2,0
|
3,2
|
2,3
|
7.
|
Радуга (вкл. Первую Помощь и Ладушку)
|
С.–Петербург
|
1146
|
1,9
|
1,8
|
1,9
|
8.
|
Фармаимпекс3
|
Ижевск
|
575
|
1,6
|
1,7
|
1,6
|
9.
|
Фармленд
|
Уфа
|
585
|
1,3
|
1,6
|
1,4
|
10.
|
Фармакопейка — Твой Доктор
|
Тула
|
530
|
1,3
|
1,0
|
1,2
|
11.
|
Самсон–Фарма
|
Москва
|
56
|
1,1
|
1,2
|
1,1
|
12.
|
Аптека–Таймер
|
Пермь
|
509
|
1,1
|
0,8
|
1,0
|
13.
|
Нео–Фарм
|
Москва
|
225
|
1,0
|
0,6
|
0,9
|
14.
|
Вита
|
Самара
|
533
|
1,0
|
1,3
|
1,1
|
15.
|
Мелодия здоровья
|
Новосибирск
|
618
|
0,8
|
1,1
|
0,9
|
Аптечные ассоциации4
|
1.
|
СоюзФарма3
|
Москва
|
4300
|
4,3
|
7,6
|
5,0
|
2.
|
UMG
|
Москва
|
2440
|
3,7
|
3,7
|
3,7
|
3.
|
Алфега Аптека
|
Москва
|
1286
|
1,7
|
3,4
|
2,0
|
4.
|
ВЕСНА
|
С.–Петербург
|
676
|
1,0
|
1,4
|
1,1
|
5.
|
МФО
|
С.–Петербург
|
397
|
0,9
|
0,6
|
0,8
|
6.
|
Аптека.ру
|
Новосибирск
|
11 977
|
0,2
|
0,6
|
0,3
|
1 — АСНА отнесена к группе классических аптечных сетей по причине более глубокого уровня интеграции бизнес–процессов по сравнению с сетями ассоциативного типа; 2 — в оборотные показатели сети попадают продажи А5 только с момента вхождения в состав A.v.e. Group; 3 — экспертная оценка; 4 — позиции аптечных ассоциаций рассчитаны без учета пересечений участников ассоциаций между собой. Данный рейтинг показывает долю рынка, занимаемого объединением аптечных сетей и единичных аптек.
|
Источник: RNC Pharma®
|