Из чего складывается решение кадровых вопросов фармотрасли?
Пятигорская Наталья
Заведующая кафедрой промышленной фармации Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, член–корр. РАН
Также имеют значение текучесть кадров на предприятии и степень цифровизации производственной деятельности.
При этом уже более десяти лет существует значительная необходимость в технологах, аналитиках и специалистах по качеству лекарственных средств, а также специалистах среднего звена. Осенью 2023 года наша кафедра участвовала в мониторинге новых и развивающихся профессий, который проводил Центр развития профессиональных квалификаций ВНИИ труда Минтруда России. Больше половины респондентов отметили потребность фармотрасли в таких сотрудниках, как:
- уполномоченное лицо по качеству и специалисты по качеству (сотрудники отделов обеспечения качества);
- различные технологи производства, аналитики отделов обеспечения качества;
- среди среднего технического персонала — аппаратчики (операторы), мастера производственных подразделений и лаборанты.
Решение вопросов кадрового обеспечения отрасли — двусторонний процесс. С одной стороны — необходима господдержка, включая бюджетное финансирование обучения, открытие важных для фармотрасли направлений подготовки в среднем специальном и высшем образовании. Вот, например, в рамках федеральной программы "Фарма–2020" было открыто новое направление подготовки в магистратуре "Промышленная фармация", и уже более одиннадцати университетов предлагают такое обучение. С другой стороны — необходимо участие самой отрасли, включая взаимодействие с образовательными организациями, активную работу по изучению потребности в кадрах, созданию и пересмотру профстандартов для отрасли. Вопрос ведь не только в количестве специалистов, которые требуются, но и в их опережающей подготовке, чтобы знания и умения не устаревали за время обучения. Еще один очень важный аспект — повышение квалификации и переподготовка уже практикующих профессионалов, что очень важно для развития фармотрасли и ее кадрового потенциала, продолжение эффективной трудовой деятельности сотрудников.
Сейчас высшая школа стала очень гибкой и мобильной: она предлагает широкий спектр различных программ ДПО, как правило, для специалистов с высшим образованием. А Минобрнауки поддерживает создание многофункциональных учебных модулей, которые применяются и в высшем, и в дополнительном профессиональном образовании. Медицинские и фармацевтические вузы предлагают целый спектр программ для повышения квалификации сотрудников фармацевтических предприятий — и в области фармацевтической технологии, и в сфере обеспечения качества, и в направлении контроля качества, и в области разработки лекарственных средств, клинических и доклинических исследований.
Наиболее широко распространены такие формы взаимодействия университетов и предприятий отрасли, как участие производителей в ярмарках вакансий, прием студентов на производственную практику и стажировка. Реже предприятия выступают в качестве партнеров в сетевых образовательных программах, открывают на своей базе кафедры, проводят совместно с университетами научные исследования.
На наш взгляд, помимо таких двусторонних связей важно создавать сетевые многосторонние связи — совместные образовательные проекты с использованием новых технологий и мастер–классов.