Из нас делают продавцов, а работать в РПО могут уже единицы
Вернуть интерес к вузовскому обучению в сфере фармации, на мой взгляд, поможет более четкое разграничение функций специалистов с высшим и средним профильным образованием плюс существенная разница в заработной плате. Также считаю, что должна сохраниться (или вернуться) суть нашей профессии. Будь то фармацевт или провизор — это все-таки специалист, который разбирается в лекарственных препаратах и изготавливает их своими руками.
А в современном мире мы, к сожалению, видим, что чаще из нас делают продавцов, вынужденных буквально «впаривать» людям то, что им не так уж и необходимо. Нередки случаи, когда в аптеки берут на работу медицинских сестер либо вообще людей без соответствующего образования, оформляя их консультантами. На этом фоне, конечно, специалист вообще не понимает: зачем ему учиться дальше, если перспектив практически нет?
Считаю свою профессию очень важной и очень ею дорожу. Поэтому особенно горько видеть, что происходит сегодня с фармацией… Высшее образование, конечно, расширяет горизонты, но часто уже не в аптеке. Многие мои однокурсники после учебы на фармацевта поступили в университеты и обучались совсем по другим направлениям. Таких, как я, которые учились сначала 4 года на фармацевта, а потом еще 5 лет на провизора и год в интернатуре, не так уж и много. И если это только ради того, чтобы стоять за «первым столом», — конечно, смысла нет.
Кадровый голод, разумеется, ощущаем очень сильно. Даже не говорю об аптеке готовых форм, хотя и ей тоже стало сложно найти компетентного специалиста, ведь уровень заработной платы несравним с теми силами, деньгами и временем, которые провизор вкладывает в свое образование. Вот недавно мы столкнулись с необходимостью найти сотрудников для аптеки с рецептурно-производственным отделом. Это оказался целый квест, такие специалисты – буквально как мамонты, не побоюсь подобного сравнения. Их действительно осталось считанные единицы, хотя сейчас со всех сторон твердят о возрождении аптек с правом изготовления лекарственных средств по индивидуальным прописям. Давайте хотя бы обеспечим их кадрами и сделаем так, чтобы людям было комфортно и учиться, и работать.
Той же системе НМФО, например, не хватает «наглядности» и приближенности к практике. Сотрудникам производственных аптек были бы очень нужны курсы с конкретными современными прописями и способами их приготовления! Ведь всем нам необходимо то обучение, которое максимально отражает действительность и помогает специалистам всегда быть к ней готовыми.
Если же говорить о НМФО в целом (включая курсы для сотрудников аптек готовых форм), многое также требует доработки. Тесты и ситуационные задачи, на мой взгляд, необходимо приблизить к практике. Пока они в значительной мере оторваны от действительности. Вижу это на собственном примере (и примере моих коллег) при прохождении аккредитации.
В будущем хотелось бы создать собственные учебные курсы, которые будут максимально перекликаться с практическими задачами фармдеятельности, чтобы слушатели могли почерпнуть из них то, что может им пригодиться в ежедневной работе.
И снова возникает наболевший вопрос: если границы функций фармацевта и провизора стерты, то зачем дополнительно учиться пять лет, после чего проходить двухлетнюю ординатуру, чтобы выполнять ту же работу за ту же заработную плату? Во имя чего были потрачены время и силы?