Филиппова Анастасия
Председатель межрегиональной ассоциации развития фармотрасли "Аптечное дело", участник Альянса фармацевтических ассоциаций (Республика Хакасия, Республика Тыва, Красноярский край)
Дело в том, что в аптечные организации приходят письма от "Честного знака", где сообщается о том, что с 1 декабря вступают в силу штрафы при работе с маркированными лекарственными препаратами. В письмах–предупреждениях указывают и виды ошибок, и примерная сумма штрафа, которая грозит, если они произойдут. Это заставляет задуматься: сможет ли вообще аптека работать дальше?
О развитии дистанционной торговли лекарственными препаратами в республиках речи вообще не идет. В Хакасию, например, неохотно заходят маркетплейсы. Это регион очень специфичный, здесь невыгодна логистика. Связано это с тем, что численность населения — чуть больше 500 тысяч человек. Населенные пункты находятся на большом расстоянии друг друга, в основном это села и деревни. Везти в регион лекарства поставщикам также невыгодно. А с недавних пор они вовсе урезают время приема заявок для доставки лекарственных препаратов на следующий день, кто–то из них пересматривает свой график поставок и устанавливает определенные дни недели.
Осенью прошлого года отгрузки в республики были ограничены до двух дней в неделю. Дистрибуторам из красноярских и новосибирских филиалов выгоднее отгружать лекарства в города Красноярск, Новосибирск и их ближайшие окрестности, чем везти их в села Хакасии и Тывы. Здесь же встает вопрос с наценками на препараты из Перечня ЖНВЛП. Поставщики выбирают те регионы, где оптовая наценка выше — это в том числе вопрос выживания в коммерческом сегменте. Интереса к Хакасии и Тыве поэтому нет также, как и у маркетплейсов. Офисов популярных торговых площадок в Хакасии крайне мало, расположены они только в столице республики Абакане и еще в некоторых городах, которых всего 5.
Кроме того, большинство аптечных организаций нашего региона вынуждены были остановить работу и с популярными сервисами бронирования ("Здравсити", "Аптека.ру"), поскольку работа с маркированными лекарствами влечет за собой определенные трудности. Тут бы свой ассортимент успеть принять, оприходовать и дождаться положительного ответа от системы МДЛП. Это занимает очень много времени, а если еще работать с интернет–сервисом, то вырастет нагрузка как трудовая, так и техническая. За ошибку при работе с такой продукцией ответственность несет аптека, а экономической выгоды от взаимодействия с агрегаторами нет, процент комиссии не превышает 6%.
Мы, конечно, пользуемся некоторыми сервисами онлайн–бронирования. Выкладываем свой прайс–лист. Но услуга в регионе не особенно популярна, так как много технических недоработок. Например, уведомление о заказе приходит спустя долгое время: звонишь клиенту, а он уже купил все в аптеке. Эта проблема не у одного сайта, а в целом по республике.
По опыту коллег — участников нашей ассоциации — могу сказать, что с разрешением доставки на дом у нас бума заказов не произошло. Нам приходилось устанавливать минимальную сумму заказа, иначе доставлять лекарства экономически нецелесообразно. Подчеркну: в районы, особенно отдаленные, привозить лекарственные препараты к пациенту на дом невыгодно. Этот вопрос нужно прорабатывать на федеральном уровне! Пока дистанционная торговля развивается только в крупных городах.
Сейчас работа руководителей аптек и административного персонала сосредоточена не на сегменте дистанционной торговли лекарственными препаратами, а на решении технических вопросов МДЛП и построении товаропроводящей цепочки. Она рушится — и ошибки "падают" на аптеку. Нужно сделать так, чтобы цепочка восстановилась. И далеко не у каждой аптеки есть такая возможность.
Много обращений на горячую линию ЦРПТ. С поставщиками ведем переговоры, чтобы выявить ошибки, которые были допущены ранее и имеют исключительно техническую сторону. Аптеке сложно: порой непонятно, от какого дистрибутора пришел препарат, какое это вообще лекарство — и т.д. В системе все в кодах и шифрах. Чтобы идентифицировать и понять, где произошел разрыв в цепочке, уходит от нескольких часов до нескольких недель. Если средней аптеке, которая имеет собственный склад, это можно определить в момент перемещения препарата, то маленькой аптеке решить такой вопрос трудно. Элементарно не хватает трудовых ресурсов и финансов.
А если препарат принят по 702–й схеме, то его нельзя распределить в другую аптеку внутри сети, а можно отпустить только там, где была принята эта схема. По системе МДЛП невозможно вернуть такой препарат поставщику даже по федеральной забраковке, т.к. упрощенная схема не содержит сведений о поставщике. Лекарства так и продолжают находиться на балансе у аптеки. И как быть дальше?
Маркировка показала нам, что лучше работать с увеличением запасов, чем с маленькими партиями. Сейчас мы отслеживаем все схемы: приемки, оприходования, наличия ошибок - и это огромная работа.
На другую работу физически нет ни времени, ни сил. Все сосредоточены на том, чтобы на дату "Х" не получить штрафы. Цифры заоблачные. Минимальный штраф — 50 тысяч. А когда в системе маркировки десятки ошибок за неделю? Так можно совсем остаться без аптек…
Малый бизнес чаще всего представлен индивидуальными предпринимателями, а значит, несет ответственность не только имуществом организации. Но и своим, личным. Руководители аптек рискуют потерять все. И встает вопрос — стоит ли вообще работать?!
В регионе появляются федеральные аптечные сети и закрываются небольшие аптеки — даже в городах. Малый и средний бизнес сосредоточен в деревнях и селах, где большим сетям работать неинтересно.
Сейчас идет вопрос не о конкуренции, а о выживании. Люди, проработав десятилетия, создав профессиональный коллектив, думают, как сохранить организацию и рабочие места. О развитии и речи не идет, потому что выросла налоговая нагрузка — и дело становится нерентабельным.
Адекватны ли штрафные санкции в отношении прослеживаемости маркированных препаратов? Применимы ли они в равной степени к крупной сети и малому аптечному предприятию? И может ли аптека отвечать за те ошибки, которые допущены по всей цепочке до нее?
Поиск ответов нужно вести на федеральном уровне…
Сегодня аптечные организации поддерживают друг друга, помогают, информируют и ищут совместные решения насущных проблем. Мы видим, как на наших глазах разваливается отрасль, а регуляторные изменения лишь подливают масла в огонь.
Малые и средние аптеки на грани отчаяния. Вопросов больше, чем ответов. В конце декабря и первом квартале 2022 года, когда закончится уведомительный режим маркировки и годовой налоговый период, начнутся первые судебные процессы по работе системы МДЛП. А главное, что могут пострадать люди. Закроются аптеки в деревнях и селах, и пациенты останутся без лекарств.