27.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024 18+
27.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024
// Тема номера

К вопросу о роли аптеки в системе здравоохранения

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности сегодня нуждается в системной доработке. Почему это необходимо?

Литвинова Мария
Исполнительный директор ААУ "СоюзФарма", вице-президент Ассоциации "НП "ОПОРА"

До сегодняшнего дня в данном классификаторе есть целый ряд пробелов: упоминания некоторых видов деятельности просто-напросто отсутствуют. И речь не о "высокотехнологичных" специальностях, появившихся во второй половине 2010-х, а о профессиях, известных еще тридцать, сорок лет назад... Также ОКВЭД вступает в правовые коллизии с нормами действующего законодательства и другими классификаторами, применяемыми в настоящее время.

Яркий пример — современное положение аптеки. Согласно ОКВЭД, она отнесена к сфере розничной торговли и представляет собой специализированный магазин (код 47.73). Однако такой подход противоречит ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" — закон, ключевой для системы здравоохранения, определяет аптечные организации как часть данной системы. Классификаторы ОКСО и ОКЗ также отмечают, что фармация, провизоры и фармацевты включены в область здравоохранения.

Предлагаемая направленность отвечает самой природе аптечных профессий. Фармацевтическая помощь — продолжение помощи медицинской, а провизор и фармацевт — специалисты с широчайшим спектром знаний о лекарственных препаратах и особенностях их применения. В ОКВЭД же не отмечена… даже работа аптеки по изготовлению экстемпоральных препаратов (в том числе закупаемых медицинскими организациями). Этого направления как будто не существует.

Роль фармации и медицины переоценить трудно, особенно в сложные периоды. Поэтому исторически в нашей стране аптеки обладали особым экономико-правовым статусом, защищавшим их от воздействия неблагоприятных факторов, и их положение в сфере медицины (а в дальнейшем внутри системы здравоохранения) было закреплено законодательно. Даже право Российской империи более двухсот лет относило фармацию к медицинской области. Государственная поддержка аптек в нашей стране была учреждена еще в 1701 году, царем Петром I. Одновременно с этим он запретил продажу лекарств вместе с продуктами питания, в зелейных лавках. Так впервые были четко разграничены фармация и торговля.

В 1789 году вступил в силу первый в Российской империи Аптекарский устав. Этот документ фиксировал: подведомственность аптечного дела Государственной медицинской коллегии (главному медицинскому регуляторному органу того периода); четкую взаимосвязь медицинской и фармацевтической деятельности; необходимость защиты аптечных организаций от возможных убытков в силу особого значения их деятельности для государства. Такая защита велась, в том числе, путем запрета на продажу лекарств кем бы то ни было, кроме аптеки. Принцип строгого разграничения фармации и торговли, сформулированный Петром Великим, был подтвержден и дополнен Екатериной Великой.

И в дальнейшем аптеки оставались в области медицины. РСФСР, а затем СССР относили их к системе здравоохранения в силу их особого значения для народного хозяйства (т.е. экономики страны). Согласно декрету Совета народных комиссаров от 28 декабря 1918 г., все российские аптеки были переданы в ведение Народного комиссариата здравоохранения (впоследствии — Минздрав СССР).

Опыт Великой Отечественной войны показал исключительную значимость деятельности аптек для функционирования государства и его экономики. Поэтому в 1945 г. в составе Минздрава СССР было выделено специальное подразделение — Главное аптечное управление. Оно действовало вплоть до "эпохи девяностых".

Принадлежность аптеки к системе здравоохранения отмечается и позднее. Так, пункт 1 "Положения о хозрасчетной аптеке", утвержденном приказом Минздрава СССР от 18.08.1972 №689, гласит: "Аптека является учреждением здравоохранения". Данный статус зафиксирован и в пункте 1 "Положения о центральной районной аптеке", утвержденном приказом Минздрава СССР от 30 декабря 1976 г. №1255.

И сегодня законодательные нормы, регулирующие здравоохранение, определяют положение аптеки внутри данной сферы — в силу самого содержания фармацевтической деятельности. Классификатор ОКВЭД вступает с ними в правовую коллизию, но… На практике зачастую применяется именно он.

С 2020 года экономическая обстановка работы аптек (в особенности небольших и расположенных в малых населенных пунктах) значительно усложнилась. При этом никаких льгот и мер поддержки для учреждений системы здравоохранения у аптек нет — опять же в силу кода ОКВЭД 47.73, относящего их к сфере торговли. Между тем, сельская аптека или аптека в отдаленном микрорайоне — иногда единственная гарантия лекарственной помощи для жителей. Аптечные сети, даже не очень крупные, в таком местоположении, как правило, не открываются.

За период с 1 января 2020-го по 1 января 2021 г. на территории России прекратили существование 4060 независимых аптек (данные RNC Pharma). Тенденция к закрытию малых аптечных организаций продолжилась и в минувшем 2021 году. Только с июня по сентябрь 2021 г., по данным DSM Group, в нашей стране закрылось около 2000 аптек, 88% из которых относились к малым и средним аптечным организациям. Общий прирост количества аптек был обеспечен только крупными сетями, открывшими значительное число новых "точек" в крупных и средних городах.

К сожалению, печальная тенденция не идет к снижению. С апреля по июнь 2022 г. отмечено закрытие 275 аптек, многие аптечные организации, обращающиеся за помощью в ААУ "СоюзФарма", сообщают о возможной ликвидации уже этой осенью.

Поэтому исключительно важна необходимость определить для аптечных организаций код ОКВЭД 86.90 — он относится к прочей деятельности в сфере здравоохранения. Это целесообразно, чтобы предупредить закрытие малых и средних аптек — и тем самым сохранить доступное и качественное лекарственное обеспечение.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Б.Н. Башанкаев: аптеке нужен ОКВЭД в сфере здравоохранения
 Мнение специалиста

Об основных задачах взаимодействия с профессиональными объединениями, работающими в области лекарственного обеспечения Комитета Госдумы по охране здоровья,рассказал его председатель Бадма Башанкаев.

Необходима экспертная оценка профильных правовых актов
 Мнение специалиста

Согласно Закону "Об основах охраны здоровья граждан…" фармработники вправе добровольно объединяться в профессиональные некоммерческие организации. Это исключительно необходимо и очень важно: с помощью профессиональных организаций можно решать вопросы, связанные с тем же последипломным обучением специалистов.

Чем может быть полезно аптечное саморегулирование
 Мнение специалиста

Сегодня в нашей стране (согласно данным аналитических агентств) работают более 78 тысяч аптек. Половина этого количества приходится на долю федеральных аптечных сетей.

Как развивался институт фармацевтического саморегулирования
 Мнение специалиста

Первая саморегулируемая организация в фармотрасли возникла 14 лет назад, объявив своей целью борьбу с фальсифицированными медикаментами. Просуществовала она недолго, и результаты ее деятельности сейчас сложно оценить.

Профессиональные объединения усиливают голос каждого
 Мнение специалиста

Как мне кажется, мы привыкли недооценивать роль профсоюзов, пациентских организаций и профессиональных отраслевых ассоциаций, несмотря даже на то, что в их работе есть целый ряд успешных примеров, когда люди, объединенные общей целью, оказывают серьезное влияние на те или иные корректировки нормативно–правовой базы.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban