21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

К вопросу о роли аптеки в системе здравоохранения

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности сегодня нуждается в системной доработке. Почему это необходимо?

Литвинова Мария
Исполнительный директор ААУ "СоюзФарма", вице-президент Ассоциации "НП "ОПОРА"

До сегодняшнего дня в данном классификаторе есть целый ряд пробелов: упоминания некоторых видов деятельности просто-напросто отсутствуют. И речь не о "высокотехнологичных" специальностях, появившихся во второй половине 2010-х, а о профессиях, известных еще тридцать, сорок лет назад... Также ОКВЭД вступает в правовые коллизии с нормами действующего законодательства и другими классификаторами, применяемыми в настоящее время.

Яркий пример — современное положение аптеки. Согласно ОКВЭД, она отнесена к сфере розничной торговли и представляет собой специализированный магазин (код 47.73). Однако такой подход противоречит ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" — закон, ключевой для системы здравоохранения, определяет аптечные организации как часть данной системы. Классификаторы ОКСО и ОКЗ также отмечают, что фармация, провизоры и фармацевты включены в область здравоохранения.

Предлагаемая направленность отвечает самой природе аптечных профессий. Фармацевтическая помощь — продолжение помощи медицинской, а провизор и фармацевт — специалисты с широчайшим спектром знаний о лекарственных препаратах и особенностях их применения. В ОКВЭД же не отмечена… даже работа аптеки по изготовлению экстемпоральных препаратов (в том числе закупаемых медицинскими организациями). Этого направления как будто не существует.

Роль фармации и медицины переоценить трудно, особенно в сложные периоды. Поэтому исторически в нашей стране аптеки обладали особым экономико-правовым статусом, защищавшим их от воздействия неблагоприятных факторов, и их положение в сфере медицины (а в дальнейшем внутри системы здравоохранения) было закреплено законодательно. Даже право Российской империи более двухсот лет относило фармацию к медицинской области. Государственная поддержка аптек в нашей стране была учреждена еще в 1701 году, царем Петром I. Одновременно с этим он запретил продажу лекарств вместе с продуктами питания, в зелейных лавках. Так впервые были четко разграничены фармация и торговля.

В 1789 году вступил в силу первый в Российской империи Аптекарский устав. Этот документ фиксировал: подведомственность аптечного дела Государственной медицинской коллегии (главному медицинскому регуляторному органу того периода); четкую взаимосвязь медицинской и фармацевтической деятельности; необходимость защиты аптечных организаций от возможных убытков в силу особого значения их деятельности для государства. Такая защита велась, в том числе, путем запрета на продажу лекарств кем бы то ни было, кроме аптеки. Принцип строгого разграничения фармации и торговли, сформулированный Петром Великим, был подтвержден и дополнен Екатериной Великой.

И в дальнейшем аптеки оставались в области медицины. РСФСР, а затем СССР относили их к системе здравоохранения в силу их особого значения для народного хозяйства (т.е. экономики страны). Согласно декрету Совета народных комиссаров от 28 декабря 1918 г., все российские аптеки были переданы в ведение Народного комиссариата здравоохранения (впоследствии — Минздрав СССР).

Опыт Великой Отечественной войны показал исключительную значимость деятельности аптек для функционирования государства и его экономики. Поэтому в 1945 г. в составе Минздрава СССР было выделено специальное подразделение — Главное аптечное управление. Оно действовало вплоть до "эпохи девяностых".

Принадлежность аптеки к системе здравоохранения отмечается и позднее. Так, пункт 1 "Положения о хозрасчетной аптеке", утвержденном приказом Минздрава СССР от 18.08.1972 №689, гласит: "Аптека является учреждением здравоохранения". Данный статус зафиксирован и в пункте 1 "Положения о центральной районной аптеке", утвержденном приказом Минздрава СССР от 30 декабря 1976 г. №1255.

И сегодня законодательные нормы, регулирующие здравоохранение, определяют положение аптеки внутри данной сферы — в силу самого содержания фармацевтической деятельности. Классификатор ОКВЭД вступает с ними в правовую коллизию, но… На практике зачастую применяется именно он.

С 2020 года экономическая обстановка работы аптек (в особенности небольших и расположенных в малых населенных пунктах) значительно усложнилась. При этом никаких льгот и мер поддержки для учреждений системы здравоохранения у аптек нет — опять же в силу кода ОКВЭД 47.73, относящего их к сфере торговли. Между тем, сельская аптека или аптека в отдаленном микрорайоне — иногда единственная гарантия лекарственной помощи для жителей. Аптечные сети, даже не очень крупные, в таком местоположении, как правило, не открываются.

За период с 1 января 2020-го по 1 января 2021 г. на территории России прекратили существование 4060 независимых аптек (данные RNC Pharma). Тенденция к закрытию малых аптечных организаций продолжилась и в минувшем 2021 году. Только с июня по сентябрь 2021 г., по данным DSM Group, в нашей стране закрылось около 2000 аптек, 88% из которых относились к малым и средним аптечным организациям. Общий прирост количества аптек был обеспечен только крупными сетями, открывшими значительное число новых "точек" в крупных и средних городах.

К сожалению, печальная тенденция не идет к снижению. С апреля по июнь 2022 г. отмечено закрытие 275 аптек, многие аптечные организации, обращающиеся за помощью в ААУ "СоюзФарма", сообщают о возможной ликвидации уже этой осенью.

Поэтому исключительно важна необходимость определить для аптечных организаций код ОКВЭД 86.90 — он относится к прочей деятельности в сфере здравоохранения. Это целесообразно, чтобы предупредить закрытие малых и средних аптек — и тем самым сохранить доступное и качественное лекарственное обеспечение.

Специализированные
мероприятия