27.07.2024 Издается с 1995 года №7 (364) июл 2024 18+
27.07.2024 Издается с 1995 года №7 (364) июл 2024
// Тема номера

К вопросу о структуре подготовки фармацевтических кадров

Вопросы обеспеченности квалифицированными кадрами в фармотрасли стоят очень остро, причем уже лет десять–пятнадцать. В основном они связаны с активным развитием инфраструктуры (и в сегменте промышленности, и в рознице): как только инфраструктурная составляющая начала активно развиваться, возникли проблемы с количеством соответствующих кадров.

Беспалов Николай
Директор по развитию аналитической компании RNC Pharma

Частичным решением вопроса стал изменившийся в 2021 году образовательный стандарт для фармацевтов, который сократил срок обучения в колледжах на год и серьезно расширил интерес к получению среднего профильного образования. Однако данная возможность применима только к аптеке и сотрудникам первого стола. Тем более что были и другие факторы, которые усложнили ситуацию на рынке труда, в частности, значительный объем релокации граждан в 2022 г. К тому же, для многих молодых специалистов остаются актуальными вопросы качества подготовки и готовности к практической работе.

Численность кадров и уровень их квалификации – вот ключевые проблемы. Решаются они по-разному. Если говорить о профессиональных знаниях, то в ряде случаев фармкомпании формируют специальные образовательные программы совместно с профильными вузами, в рамках которых проводится дополнительная подготовка студентов с дальнейшим трудоустройством. Есть программы целевого набора студентов в вузы (в т.ч. у региональных аптечных госпредприятий, в структуре которых сохранились производственные аптеки, сегмент льготного обеспечения, работа с препаратами ПКУ), когда работодатель фактически оплачивает образование сотрудников по необходимым специальностям и т.п.

Не могу не сказать и о системе НМиФО: она сейчас крайне формализована… Кстати, это не только личное мнение, так считают большинство врачей и провизоров по результатам неоднократно проведенных опросов. Более того, в рамках этой образовательной системы "расцвело" значительное количество маркетинговых активностей, когда до аудитории доносится не взвешенное мнение по каким-то вопросам, а продвигаются позиции конкретных интересантов. Так что система требует определенного реформирования и дальнейшего развития. В общем и целом, задачам повышения квалификации персонала она сейчас отвечает только отчасти.

Что касается интереса абитуриентов к высшему образованию, тут есть объективная проблематика в соотношении объема подготовки и тех профессиональных перспектив, которые получают выпускники. Сейчас выпускник колледжа и выпускник вуза имеет примерно одинаковую траекторию будущего карьерного роста, если собирается работать в аптеке. При этом срок обучения в колледже — менее двух лет, а в университете или институте — пять. С точки зрения возможностей себя обеспечивать и заводить семью — как говорится, "две большие разницы". На мой взгляд, программа обучения в вузе по фармацевтическому профилю должна быть ориентирована на специалистов, которые стремятся работать в организации здравоохранения, управлении предприятиями (в том числе аптечными), на производстве, в области научных исследований. Работников первого стола (за исключением специалистов производственных аптек — провизоров–технологов и других сотрудников со специализированными компетенциями) действительно можно более–менее эффективно готовить в колледжах.

Конечно, собственно в процессе работы очень важны меры финансового стимулирования: достойный уровень зарплаты является основополагающим фактором. Помимо этого, существует целый комплекс нефинансовых инструментов мотивации. Среди них, например, возможность дальнейшего обучения и повышения квалификации, предоставление "корпоративного" жилья, детских садов и т.п. В любом случае в большинстве своем эти программы довольно затратны, и набор их у компаний разного профиля различается (особенно если сравнивать фармпром и аптеку). Да и объем таких дополнительных мер стимулирования неодинаков просто в силу различия финансовых ресурсов соответствующих предприятий.

Несмотря на все перечисленное, в ближайшем будущем пессимистического сценария в кадровом вопросе фармации мы не прогнозируем: за счет усилий фармкомпаний и изменений в образовательные стандарты удалось стабилизировать ситуацию. Сейчас требуются серьезные изменения в программах подготовки фармспециалистов в вузах, их приоритетом не должна оставаться подготовка специалистов первого стола — это слишком дорого и для экономики страны, и для самих учащихся.

Специализированные
мероприятия
 
 
Omni farma
Статьи подрубрики мнение специалиста:
О почтальонах-медиках и профессии провизора
 Мнение специалиста

Гладкова Елена

Генеральный директор ООО «Аптека 245», президент Самарской областной фармацевтической ассоциации

К вопросу о параметрах успеха в последипломном обучении
 Мнение специалиста

Егорова Светлана

Доктор фармацевтических наук, профессор, заместитель директора по образовательной деятельности Института фармации Казанского государственного медицинского университета

Диалог с будущими специалистами: взгляд фармпрома
 Мнение специалиста

Сазонова Мария

Директор по персоналу Renewal (АО «ПФК Обновление»)

Высшее фармобразование: путь к карьерным вершинам
 Мнение специалиста

Трибунский Александр

Директор по развитию образовательного портала для провизоров и фармацевтов Pharmznanie.ru

Сохранение здоровья граждан важная роль провизора
 Мнение специалиста

Ладутько Юлия

Декан фармацевтического факультета, и.о. директора Методического симуляционно-аккредитационного центра СПХФУ

Специализированные
мероприятия
 
 
Omni farma