К вопросу о структуре подготовки фармацевтических кадров
Беспалов Николай
Директор по развитию аналитической компании RNC Pharma
Частичным решением вопроса стал изменившийся в 2021 году образовательный стандарт для фармацевтов, который сократил срок обучения в колледжах на год и серьезно расширил интерес к получению среднего профильного образования. Однако данная возможность применима только к аптеке и сотрудникам первого стола. Тем более что были и другие факторы, которые усложнили ситуацию на рынке труда, в частности, значительный объем релокации граждан в 2022 г. К тому же, для многих молодых специалистов остаются актуальными вопросы качества подготовки и готовности к практической работе.
Численность кадров и уровень их квалификации – вот ключевые проблемы. Решаются они по-разному. Если говорить о профессиональных знаниях, то в ряде случаев фармкомпании формируют специальные образовательные программы совместно с профильными вузами, в рамках которых проводится дополнительная подготовка студентов с дальнейшим трудоустройством. Есть программы целевого набора студентов в вузы (в т.ч. у региональных аптечных госпредприятий, в структуре которых сохранились производственные аптеки, сегмент льготного обеспечения, работа с препаратами ПКУ), когда работодатель фактически оплачивает образование сотрудников по необходимым специальностям и т.п.
Не могу не сказать и о системе НМиФО: она сейчас крайне формализована… Кстати, это не только личное мнение, так считают большинство врачей и провизоров по результатам неоднократно проведенных опросов. Более того, в рамках этой образовательной системы "расцвело" значительное количество маркетинговых активностей, когда до аудитории доносится не взвешенное мнение по каким-то вопросам, а продвигаются позиции конкретных интересантов. Так что система требует определенного реформирования и дальнейшего развития. В общем и целом, задачам повышения квалификации персонала она сейчас отвечает только отчасти.
Что касается интереса абитуриентов к высшему образованию, тут есть объективная проблематика в соотношении объема подготовки и тех профессиональных перспектив, которые получают выпускники. Сейчас выпускник колледжа и выпускник вуза имеет примерно одинаковую траекторию будущего карьерного роста, если собирается работать в аптеке. При этом срок обучения в колледже — менее двух лет, а в университете или институте — пять. С точки зрения возможностей себя обеспечивать и заводить семью — как говорится, "две большие разницы". На мой взгляд, программа обучения в вузе по фармацевтическому профилю должна быть ориентирована на специалистов, которые стремятся работать в организации здравоохранения, управлении предприятиями (в том числе аптечными), на производстве, в области научных исследований. Работников первого стола (за исключением специалистов производственных аптек — провизоров–технологов и других сотрудников со специализированными компетенциями) действительно можно более–менее эффективно готовить в колледжах.
Конечно, собственно в процессе работы очень важны меры финансового стимулирования: достойный уровень зарплаты является основополагающим фактором. Помимо этого, существует целый комплекс нефинансовых инструментов мотивации. Среди них, например, возможность дальнейшего обучения и повышения квалификации, предоставление "корпоративного" жилья, детских садов и т.п. В любом случае в большинстве своем эти программы довольно затратны, и набор их у компаний разного профиля различается (особенно если сравнивать фармпром и аптеку). Да и объем таких дополнительных мер стимулирования неодинаков просто в силу различия финансовых ресурсов соответствующих предприятий.
Несмотря на все перечисленное, в ближайшем будущем пессимистического сценария в кадровом вопросе фармации мы не прогнозируем: за счет усилий фармкомпаний и изменений в образовательные стандарты удалось стабилизировать ситуацию. Сейчас требуются серьезные изменения в программах подготовки фармспециалистов в вузах, их приоритетом не должна оставаться подготовка специалистов первого стола — это слишком дорого и для экономики страны, и для самих учащихся.