27.07.2024 Издается с 1995 года №7 (364) июл 2024 18+
27.07.2024 Издается с 1995 года №7 (364) июл 2024
// Тема номера

К вопросу об управленческих кадрах для аптечной сети

В отличие от многих других отраслей, аптечный сегмент чувствует себя вполне неплохо — в первую очередь, за счет возросшего спроса на лекарственные препараты в марте–апреле.

Тарнопольская Марина
Управляющий партнер Kontakt InterSearch Russia

В целом, аптечные предприятия оценивают результаты первого полугодия положительно, хотя, конечно, ожидают падения объемов реализации и обусловленных этим сложностей в перспективе. Можно предположить, что в ближайшее время санкции ужесточатся, некоторые иностранные производители лекарств и компонентов для их производства (фармсубстанций и вспомогательных веществ) уйдут из нашей страны. В такой ситуации выиграют аптечные сети с собственными производствами — последние дают возможность более жестко контролировать логистику и закупки из–за меньшей зависимости от контрагентов.

Что касается финансовой мотивации руководителей высшего звена, то здесь особых изменений не наблюдается. Некоторые компании увеличили оклад для таких специалистов, но только в индивидуальном порядке. К тому же, аптечная деятельность — сфера непубличная. Поэтому организации избежали вопроса компенсации сниженных долгосрочных выплат своих топ–менеджеров (LTI и опционов).

Сегодня главный вызов для фармсектора — вынужденная перестройка логистических цепей. Мы наблюдаем высокий спрос на руководителей supply chain и директоров по логистике. Нужны управленцы, выстраивающие коммуникацию с дружественными странами — Индией, Китаем. Важно понимание ментальности и культуры других государств, знание внутренних законов, в том числе таможенных. В фармацевтической промышленности востребованы коммерческие директора, основной задачей которых становятся переговоры по вопросам закупок в условиях подорожания компонентов для лекарств.

Розничная фармацевтическая деятельность крайне низко маржинальна. Любые колебания в логистике и закупках влияют на себестоимость производства лекарств — и, как результат, на их общую стоимость в момент перемещения в аптечную организацию. Поэтому и фармпроизводителю, и дистрибутору, и аптечной сети сегодня нужны антикризисные финансисты, понимающие основы бюджетирования и распределения финансовых средств в трудных экономических ситуациях, а также контролирующие показатель чистой прибыли до вычета налогов.

Кроме того, последние несколько лет мы наблюдаем активное усиление сегмента "электронной коммерции", в том числе и в аптечной сфере. Соответственно, у крупных аптечных игроков востребованы eCom–директора, ИТ–директора и руководители блока цифровой трансформации. Особенно этот тренд заметен сейчас — на маркетплейсах многие аптечные сети начинают продавать нелекарственный ассортимент, а именно — биодобавки, включая зарегистрированные таким образом витамины. Спрос на БАДы стабильно высокий, а возможностей купить их в традиционной аптеке все меньше. Поэтому данное направление — то самое "окно возможностей" в кризис для крупного сетевого аптечного ритейла.

Сейчас есть ряд ограничений (например, с точки зрения законодательной базы), но, если в ближайшее время правовые вопросы будут урегулированы, аптечные сети крупных форматов будут активно развиваться на маркетплейсах.

Какие качества, помимо профессиональных знаний, нужны управленцам в аптечных сетях? Те же, что и в других отраслях.

В турбулентное время на первый план выходят гибкость и адаптивность — умение быстро перестраиваться в связи с изменениями экономической повестки в целом. Важна стрессоустойчивость, особенно с учетом того, что руководитель выступает лидером и, помимо выполнения задач, поддерживает свою команду. Ценится навык краткосрочного планирования — стратегические цели организации заменяются тактическими, горизонт планирования сокращается в несколько раз. При этом предприятиям нужны управленцы, понимающие, что в ближайшем будущем существующие стратегии придется перестроить практически полностью, и главное — знающие, как это сделать с минимальными рисками.

Специализированные
мероприятия
 
 
Omni farma
Статьи подрубрики мнение специалиста:
О почтальонах-медиках и профессии провизора
 Мнение специалиста

Гладкова Елена

Генеральный директор ООО «Аптека 245», президент Самарской областной фармацевтической ассоциации

К вопросу о параметрах успеха в последипломном обучении
 Мнение специалиста

Егорова Светлана

Доктор фармацевтических наук, профессор, заместитель директора по образовательной деятельности Института фармации Казанского государственного медицинского университета

Диалог с будущими специалистами: взгляд фармпрома
 Мнение специалиста

Сазонова Мария

Директор по персоналу Renewal (АО «ПФК Обновление»)

Высшее фармобразование: путь к карьерным вершинам
 Мнение специалиста

Трибунский Александр

Директор по развитию образовательного портала для провизоров и фармацевтов Pharmznanie.ru

Сохранение здоровья граждан важная роль провизора
 Мнение специалиста

Ладутько Юлия

Декан фармацевтического факультета, и.о. директора Методического симуляционно-аккредитационного центра СПХФУ

Специализированные
мероприятия
 
 
Omni farma