К вопросу об управленческих кадрах для аптечной сети
Тарнопольская Марина
Управляющий партнер Kontakt InterSearch Russia
В целом, аптечные предприятия оценивают результаты первого полугодия положительно, хотя, конечно, ожидают падения объемов реализации и обусловленных этим сложностей в перспективе. Можно предположить, что в ближайшее время санкции ужесточатся, некоторые иностранные производители лекарств и компонентов для их производства (фармсубстанций и вспомогательных веществ) уйдут из нашей страны. В такой ситуации выиграют аптечные сети с собственными производствами — последние дают возможность более жестко контролировать логистику и закупки из–за меньшей зависимости от контрагентов.
Что касается финансовой мотивации руководителей высшего звена, то здесь особых изменений не наблюдается. Некоторые компании увеличили оклад для таких специалистов, но только в индивидуальном порядке. К тому же, аптечная деятельность — сфера непубличная. Поэтому организации избежали вопроса компенсации сниженных долгосрочных выплат своих топ–менеджеров (LTI и опционов).
Сегодня главный вызов для фармсектора — вынужденная перестройка логистических цепей. Мы наблюдаем высокий спрос на руководителей supply chain и директоров по логистике. Нужны управленцы, выстраивающие коммуникацию с дружественными странами — Индией, Китаем. Важно понимание ментальности и культуры других государств, знание внутренних законов, в том числе таможенных. В фармацевтической промышленности востребованы коммерческие директора, основной задачей которых становятся переговоры по вопросам закупок в условиях подорожания компонентов для лекарств.
Розничная фармацевтическая деятельность крайне низко маржинальна. Любые колебания в логистике и закупках влияют на себестоимость производства лекарств — и, как результат, на их общую стоимость в момент перемещения в аптечную организацию. Поэтому и фармпроизводителю, и дистрибутору, и аптечной сети сегодня нужны антикризисные финансисты, понимающие основы бюджетирования и распределения финансовых средств в трудных экономических ситуациях, а также контролирующие показатель чистой прибыли до вычета налогов.
Кроме того, последние несколько лет мы наблюдаем активное усиление сегмента "электронной коммерции", в том числе и в аптечной сфере. Соответственно, у крупных аптечных игроков востребованы eCom–директора, ИТ–директора и руководители блока цифровой трансформации. Особенно этот тренд заметен сейчас — на маркетплейсах многие аптечные сети начинают продавать нелекарственный ассортимент, а именно — биодобавки, включая зарегистрированные таким образом витамины. Спрос на БАДы стабильно высокий, а возможностей купить их в традиционной аптеке все меньше. Поэтому данное направление — то самое "окно возможностей" в кризис для крупного сетевого аптечного ритейла.
Сейчас есть ряд ограничений (например, с точки зрения законодательной базы), но, если в ближайшее время правовые вопросы будут урегулированы, аптечные сети крупных форматов будут активно развиваться на маркетплейсах.
Какие качества, помимо профессиональных знаний, нужны управленцам в аптечных сетях? Те же, что и в других отраслях.
В турбулентное время на первый план выходят гибкость и адаптивность — умение быстро перестраиваться в связи с изменениями экономической повестки в целом. Важна стрессоустойчивость, особенно с учетом того, что руководитель выступает лидером и, помимо выполнения задач, поддерживает свою команду. Ценится навык краткосрочного планирования — стратегические цели организации заменяются тактическими, горизонт планирования сокращается в несколько раз. При этом предприятиям нужны управленцы, понимающие, что в ближайшем будущем существующие стратегии придется перестроить практически полностью, и главное — знающие, как это сделать с минимальными рисками.