08.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024 18+
08.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024
// Тема номера

Как и медицина, аптека стоит на страже здоровья граждан

Правовая неопределенность в регулировании пагубно сказывается на любой сфере деятельности. А неоднозначность статуса аптеки и ее сотрудников влечет отрицательные последствия прежде всего для самой системы здравоохранения.

Воскобойник Светлана
Заместитель директора по правовым вопросам СРО "Ассоциация независимых аптек"

Известно, что нормы закона об основах охраны здоровья граждан включают аптеки в систему здравоохранения — государственную и муниципальную, а также частную. И такой законодательный подход более чем обоснован. Кто, если не аптека, обеспечит назначение врача лекарственными препаратами для лечения и профилактики? Кто проверит эффективность и безопасность этих препаратов? Кто, будучи единственным полноценным профессиональным источником информации о лекарстве, объяснит пациентам, как это лекарство применять? Кто расскажет о способах приема, режиме дозирования, терапевтическом действии и противопоказаниях, взаимодействиях медикаментов между собой и с пищей, правилах их хранения в домашних условиях и о многом другом?

Не говоря уже о том, что в разгар пандемии в условиях высокой загруженности медицинского сектора именно аптечные специалисты обеспечивали жителей нашей страны консультативной и лекарственной помощью, в том числе в тех местностях и населенных пунктах, где возможности попасть на прием к врачу попросту не было. Латентная заболеваемость, не видная из-за проблем доступа к медицине, была снижена именно усилиями фармацевтов и провизоров.

Именно аптека — связующее звено между врачом, пациентом и производителем лекарств. Именно она — отлаженный механизм приобретения, хранения и реализации аптечного ассортимента (включающего в себя также необходимые в процессе лечения медицинские изделия) с учетом жизненных потребностей своего посетителя. Сотрудники аптек получают обширные знания в области фармакологии, фармтехнологии, фармакогнозии и еще по ряду специальных дисциплин, тогда как у специалиста в сфере медицины структура получения знаний иная.

Но, несмотря на все это, при выстраивании стратегии развития современной системы здравоохранения аптеке не отведена должная роль. Обеспечение населения лекарствами посредством госзакупок и через ФАПы, которым выдают фармлицензии в упрощенном порядке, не дает нужного результата. Возникновение локальной дефектуры — это тоже в т. ч. недостаточное внимание к информации, поступающей из аптек.

Игнорирование аптеки как равнозначной части системы здравоохранения приводит к полному отрицанию реального положения дел с лекарственным обеспечением. В результате, например, в аптечных "остатках" скапливается значительное количество препаратов для лечения сезонных респираторных заболеваний по причине отсутствия зарегистрированной цены. Лекарства эти востребованы, доброкачественны, но продаже не подлежат, пока цена не будет установлена. В хорошо отлаженной системе таких провалов быть не должно.

Другая сторона неоднозначности статуса аптеки — это ориентированность на ОКВЭД при распределении льгот и преференций, как для провизоров и фармацевтов, так и для аптечных организаций. Проблема здесь состоит в том, что российские коды деятельности гармонизированы со статистической классификацией, принятой в Европейском экономическом союзе, и при этом не предусматривают очевидные национальные законодательные нормы. Так и получается, что, согласно федеральному законодательству, аптека является частью системы здравоохранения, а по ОКВЭД она — торговая организация.

С точки зрения регуляторов, аптеки являются "ритейлом", поскольку ведут преимущественно коммерческую деятельность. Но медицинские организации ведь тоже задействованы в данной сфере! И сегодня значительная часть медпомощи оказывается на платной основе…

Сложившаяся ситуация чрезвычайно затрудняет работу аптек в процессе поставки и реализации препаратов, медизделий и иного аптечного нелекарственного ассортимента.

Как нормализовать положение дел? Прежде всего, важна четкая позиция непосредственного регулятора — Минздрава России, который будет уделять внимание аптекам не только с точки зрения ограничений и требований, но и учитывать их потребности, оказывать им помощь и т.д. Если же структура предоставления льгот, различных видов субсидий, грантов, обучения и т.п. будет и дальше построена исключительно на ОКВЭД, то необходимо вносить в этот классификатор изменения, которые учтут потребности отечественного законодательства и отечественной экономики, и присвоить аптекам коды системы здравоохранения.

Для открытия аптеки в населенном пункте, удаленном от готовых логистических направлений, безусловно, требуется господдержка в виде и субсидий и уменьшения налогового и административного бремени. А если это аптека производственная или ведущая льготный отпуск, включая НС и ПВ, то здесь не помешает льготная аренда на срок до десяти лет, помощь в подведении коммуникаций и т.п.

Сотрудники аптек, стоящие на страже здоровья граждан, точно так же как медицинские работники, должны иметь возможность получения служебного жилья, земельного участка для строительства дома и т.д. Должны быть доступны также социальная ипотека и льготы по оплате коммунальных услуг и топлива. На провизоров и фармацевтов необходимо распространить возможность досрочного выхода на пенсию, возмещение вреда здоровью (причиненного в процессе профессиональной деятельности), получение доплат и компенсаций (за категорию, выслугу лет и т.п.), участие в системе ведомственных поощрений для получения звания "Ветеран труда".

Данные меры беспредельно важны, они и только они могут уменьшить остроту кадрового вопроса в фармации, а значит, повысить доступность лекарственного обеспечения. Ведь дефицит кадров в аптечном сегменте связан с падением престижа профессии. А оно произошло из–за исключения фармацевта и провизора из системы здравоохранения.

Во-вторых, большое количество проблем — в возможности получения самого образования в области фармации:

  • закрываются мед– и фармколледжи;
  • идет стремительное сокращение бесплатных мест в вузах, как по направлению специалитета, так и в ординатуре (иногда их число равно нулю);
  • не распространено целевое обучение;
  • ни у фармацевта, ни у провизора нет предусмотренной для медицинских работников возможности повышать квалификацию за счет средств ОМС.

Соответственно, надо возрождать профессию посредством взаимодействия госорганов и профессиональных общественных организаций, а также СМИ. Определить потребности в кадрах по регионам и пересмотреть процесс получения фармацевтического образования, вернув ему преимущественно безвозмездную основу. Безусловно, это потребует времени и определенных трудозатрат, но совместные усилия государства, профессионального и научного сообщества непременно дадут оптимальные результаты.