Воскобойник Светлана
Заместитель директора по правовым вопросам СРО "Ассоциация независимых аптек"
Известно, что нормы закона об основах охраны здоровья граждан включают аптеки в систему здравоохранения — государственную и муниципальную, а также частную. И такой законодательный подход более чем обоснован. Кто, если не аптека, обеспечит назначение врача лекарственными препаратами для лечения и профилактики? Кто проверит эффективность и безопасность этих препаратов? Кто, будучи единственным полноценным профессиональным источником информации о лекарстве, объяснит пациентам, как это лекарство применять? Кто расскажет о способах приема, режиме дозирования, терапевтическом действии и противопоказаниях, взаимодействиях медикаментов между собой и с пищей, правилах их хранения в домашних условиях и о многом другом?
Не говоря уже о том, что в разгар пандемии в условиях высокой загруженности медицинского сектора именно аптечные специалисты обеспечивали жителей нашей страны консультативной и лекарственной помощью, в том числе в тех местностях и населенных пунктах, где возможности попасть на прием к врачу попросту не было. Латентная заболеваемость, не видная из-за проблем доступа к медицине, была снижена именно усилиями фармацевтов и провизоров.
Именно аптека — связующее звено между врачом, пациентом и производителем лекарств. Именно она — отлаженный механизм приобретения, хранения и реализации аптечного ассортимента (включающего в себя также необходимые в процессе лечения медицинские изделия) с учетом жизненных потребностей своего посетителя. Сотрудники аптек получают обширные знания в области фармакологии, фармтехнологии, фармакогнозии и еще по ряду специальных дисциплин, тогда как у специалиста в сфере медицины структура получения знаний иная.
Но, несмотря на все это, при выстраивании стратегии развития современной системы здравоохранения аптеке не отведена должная роль. Обеспечение населения лекарствами посредством госзакупок и через ФАПы, которым выдают фармлицензии в упрощенном порядке, не дает нужного результата. Возникновение локальной дефектуры — это тоже в т. ч. недостаточное внимание к информации, поступающей из аптек.
Игнорирование аптеки как равнозначной части системы здравоохранения приводит к полному отрицанию реального положения дел с лекарственным обеспечением. В результате, например, в аптечных "остатках" скапливается значительное количество препаратов для лечения сезонных респираторных заболеваний по причине отсутствия зарегистрированной цены. Лекарства эти востребованы, доброкачественны, но продаже не подлежат, пока цена не будет установлена. В хорошо отлаженной системе таких провалов быть не должно.
Другая сторона неоднозначности статуса аптеки — это ориентированность на ОКВЭД при распределении льгот и преференций, как для провизоров и фармацевтов, так и для аптечных организаций. Проблема здесь состоит в том, что российские коды деятельности гармонизированы со статистической классификацией, принятой в Европейском экономическом союзе, и при этом не предусматривают очевидные национальные законодательные нормы. Так и получается, что, согласно федеральному законодательству, аптека является частью системы здравоохранения, а по ОКВЭД она — торговая организация.
С точки зрения регуляторов, аптеки являются "ритейлом", поскольку ведут преимущественно коммерческую деятельность. Но медицинские организации ведь тоже задействованы в данной сфере! И сегодня значительная часть медпомощи оказывается на платной основе…
Сложившаяся ситуация чрезвычайно затрудняет работу аптек в процессе поставки и реализации препаратов, медизделий и иного аптечного нелекарственного ассортимента.
Как нормализовать положение дел? Прежде всего, важна четкая позиция непосредственного регулятора — Минздрава России, который будет уделять внимание аптекам не только с точки зрения ограничений и требований, но и учитывать их потребности, оказывать им помощь и т.д. Если же структура предоставления льгот, различных видов субсидий, грантов, обучения и т.п. будет и дальше построена исключительно на ОКВЭД, то необходимо вносить в этот классификатор изменения, которые учтут потребности отечественного законодательства и отечественной экономики, и присвоить аптекам коды системы здравоохранения.
Для открытия аптеки в населенном пункте, удаленном от готовых логистических направлений, безусловно, требуется господдержка в виде и субсидий и уменьшения налогового и административного бремени. А если это аптека производственная или ведущая льготный отпуск, включая НС и ПВ, то здесь не помешает льготная аренда на срок до десяти лет, помощь в подведении коммуникаций и т.п.
Сотрудники аптек, стоящие на страже здоровья граждан, точно так же как медицинские работники, должны иметь возможность получения служебного жилья, земельного участка для строительства дома и т.д. Должны быть доступны также социальная ипотека и льготы по оплате коммунальных услуг и топлива. На провизоров и фармацевтов необходимо распространить возможность досрочного выхода на пенсию, возмещение вреда здоровью (причиненного в процессе профессиональной деятельности), получение доплат и компенсаций (за категорию, выслугу лет и т.п.), участие в системе ведомственных поощрений для получения звания "Ветеран труда".
Данные меры беспредельно важны, они и только они могут уменьшить остроту кадрового вопроса в фармации, а значит, повысить доступность лекарственного обеспечения. Ведь дефицит кадров в аптечном сегменте связан с падением престижа профессии. А оно произошло из–за исключения фармацевта и провизора из системы здравоохранения.
Во-вторых, большое количество проблем — в возможности получения самого образования в области фармации:
- закрываются мед– и фармколледжи;
- идет стремительное сокращение бесплатных мест в вузах, как по направлению специалитета, так и в ординатуре (иногда их число равно нулю);
- не распространено целевое обучение;
- ни у фармацевта, ни у провизора нет предусмотренной для медицинских работников возможности повышать квалификацию за счет средств ОМС.
Соответственно, надо возрождать профессию посредством взаимодействия госорганов и профессиональных общественных организаций, а также СМИ. Определить потребности в кадрах по регионам и пересмотреть процесс получения фармацевтического образования, вернув ему преимущественно безвозмездную основу. Безусловно, это потребует времени и определенных трудозатрат, но совместные усилия государства, профессионального и научного сообщества непременно дадут оптимальные результаты.