22.07.2024 Издается с 1995 года №6 (363) июн 2024 18+
22.07.2024 Издается с 1995 года №6 (363) июн 2024
// Тема номера

Каким должен быть диалог фармпроизводителя и дистрибутора?

Еланцева Елена

Коммерческий директор компании «Алцея»

Дистрибуторское звено играет важную роль в развитии фармрынка, и основная его компетенция — эффективная логистика лекарств, БАД и медизделий. А в сравнении с другими отраслями стоит подчеркнуть важную особенность именно фармацевтических дистрибуторов. Это совместная работа с производителем, то есть с нами, в управлении и контроле движения продукции — от распределительного центра до размещения препаратов на полке аптеки. И здесь, в тесном сотрудничестве, важно отслеживать не только количество распределяемого товара в регионах, особенно дальних (ведь наша страна обладает уникальной территорией с 11 часовыми поясами), но и обеспечение качества на протяжении всей товаропроводящей сети, которое регламентируется единственным на данный момент документом GDP ЕАЭС. Это возможно только при максимально открытых, доверительных отношениях, в основе которых лежит выстраивание быстрого и качественного обмена верифицированными данными, то есть внешняя и внутренняя аналитика, взаимный доступ к складской инфраструктуре для проведения взаимных аудитов и т.д.

Здесь открывается огромный пласт еще не освоенных возможностей различных цифровых конструкций и платформ мгновенного обмена информацией для совместного планирования запасов на основе ERP-систем. Пока что подобное может предложить только один крупный фармдистрибутор, запустивший свой сервис несколько лет назад.

Важно и то, что с 2020 года усилилось давление на производственные площадки, независимо от их местоположения. До сегодняшнего дня еще продолжают восстанавливаться (или перестраиваться) логистические модели поставок субстанций, материалов, упаковки, оборудования и оснастки. Возросшие риски, вызванные закрытием либо банкротством поставщиков, удорожанием транспортировки, усиливающимся санкционным давлением, валютной волатильностью, поставщики названной продукции пытаются покрывать за счет изменения экономических параметров: полностью или частично переводя своих партнеров-фармпроизводителей на предоплатные условия, а также путем увеличения себестоимости.

Это, в свою очередь, отражается на финансовых взаимоотношениях промышленности с дистрибуторами и ведет к стремлению сократить период отсрочек, а в некоторых случаях даже перейти на предоплату поставок в оптовое звено.

Возможные решения находятся в области поиска баланса взаимовыгодных договоренностей в открытой коммуникации. Ведь обе стороны — и производитель, и дистрибутор — коммерческие организации со своими целями по прибыли и обороту. Да, безусловно, в процессе взаимодействия возникает множество вопросов, от ключевых финансовых (параметров оплаты, страхования задолженности, лимитов кредита) до совместимости ERP-систем, планирования, внедрения цифровых технологий (электронного документооборота и пр.). Но только на основе диалога, партнерства, доверия возможен поиск совместного решения тех задач, которые возникают в ходе сотрудничества.

В связи с особой социальной значимостью фармотрасль всегда находилась и находится в центре внимания госорганов. В связи с этим она уже в определенной степени регулируется государством. Это и ограничение наценки на ЖВНЛП, и госзакупки, и лицензирование, и маркировка лекарств и БАД.

Есть ли потребность в дальнейших шагах и мерах госрегулирования? Вопрос этот непростой, и он требует обязательного обсуждения с представителями самой отрасли: производителями, дистрибуторами и аптечными сетями, экспертами. Любые изменения должны быть тщательно продуманы и проработаны, чтобы избежать отрицательных последствий в виде снижения доступности препаратов для населения из-за дефицита или неконтролируемого роста цен.

Специализированные
мероприятия
 
Omni farma
   
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Вопрос о вакантности складских площадей остается актуальным
 Мнение специалиста

Власов Гарольд

Управляющий директор фармацевтического 3PL-оператора NC Logistic

В любой ситуации нужно ясно проговаривать все условия
 Мнение специалиста

Пассер Максим 

Заместитель генерального директора по коммерции и развитию АО «Валента Фарм»

Прозрачность одна из главных потребностей фармрынка
 Мнение специалиста

Варакин Дмитрий

Заместитель генерального директора по управлению региональной сетью и продажами «ФК Гранд Капитал»

Отношение к товарному кредиту становится ответственнее
 Мнение специалиста

Мещан Сергей

Директор головного офиса аптечной сети «Гармония здоровья» (Красноярский край)

Важную роль играет ответственность участников фармритейла
 Мнение специалиста

Попов Борис

Генеральный директор аптечной сети «Ригла»

Специализированные
мероприятия
 
Omni farma