19.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024 18+
19.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024
// Тема номера

Код ОКВЭД фармацевтической деятельности нужно менять срочно

Дефицит фармацевтических специалистов был всегда. А вот обострение данной проблемы началось лет пять–семь назад, когда даже крупные сети стали обращать больше внимания на наличие профильного образования у соискателей.

Яговдик Дмитрий
Председатель правления Ассоциации аптек Калининградской области

Масла в огонь подлили такие факторы, как:

  • низкий уровень дохода аптеки и, соответственно, фармацевтического работника (во многом он обусловлен сложившимся подходом к наценке на препараты ЖНВЛП);
  • правовой парадокс, связанный с правом, например, руководителя аптечной организации отпускать лекарственные препараты посетителю (приведенная коллизия до сих пор существует).  (Речь идет о том, что специалист с высшим фармобразованием — провизор — не может проводить отпуск лекарств в аптеке покупателям, но консультировать может, а специалист со средним фармобразованием — фармацевт — может и вести отпуск, и консультировать).

Наиболее серьезные трудности у производственных аптек. В области экстемпорального изготовления сегодня — вообще "голое поле". Однако пути решения понятны: выращивать собственные кадры, обучать фармацевтов и провизоров, ранее работавших только с готовыми формами. Пока, к сожалению, в данном направлении мало что делается.

Коснуться аптечного сектора в целом — путь здесь один: увеличение дохода аптек и, соответственно, дохода фармспециалистов, поднятие престижа фармацевтических профессий. Решение же заключается в нескольких шагах:

  • снижение налоговой нагрузки на аптеки в малых населенных пунктах, в особенности в сельской местности;
  • ограничение числа аптек в крупных сетях (и еще ряде корректировок в "антимонопольных" правовых нормах);
  • изменение системы наценок на препараты перечня ЖНВЛП.

Если же крупная сеть набирает сотрудников–консультантов без профильного образования, то она нарушает закон. За данное нарушение надо установить штраф в процентах от оборота.

Еще один важный аспект кадровой проблемы в современной аптеке — это система непрерывного медицинского и фармацевтического образования (НМиФО). В ней остается много неясностей, и пока нельзя сказать, что она полностью отрегулирована с правовой точки зрения. Целый ряд вопросов НМиФО требует серьезной доработки.

Вопросы вызывает и новый профессиональный стандарт "Фармацевтический работник". Объем данного проекта велик, а вот его качество и даже просто "читаемость" оставляют желать лучшего. Если указанный стандарт будет принят в сегодняшней редакции, он кратно увеличит нагрузку на аптеку. Ей придется вести множество новых документов: а ведь объемы работы аптечной организации в данном направлении и так зашкаливают!

Но самое главное сегодня не в этом. А в том, что де–юре аптеки — торговые организации, находящиеся за пределами системы здравоохранения. Однако де–факто фармация была и остается неотъемлемой частью данной системы. Поэтому необходимо срочно менять код ОКВЭД, присвоенный деятельности аптечных организаций.

А вот чтобы упорядочить нормативно–правовую базу для фармации, важно остановиться и "выдохнуть". Вряд ли полезно выпускать регуляторные документы "на скорость", не обсуждая их с профессиональным сообществом. Скорее, наоборот: необходимо создать рабочую группу с участием всех заинтересованных сторон, в которую в обязательном порядке должны войти представители производственных аптек, малых аптечных сетей и единичных аптек. Однако в составе группы не должно быть сотрудников крупных интернет–магазинов (которые сегодня активно осваивают дистанционную реализацию лекарств) и других непрофильных игроков, с интересом рассматривающих фармацевтический сектор как дополнительный источник прибыли.

При этом важно максимально упростить маркировку. А лучше всего оставить ее в очень ограниченном узком сегменте. К сожалению, "побочные эффекты" обязательной маркировки высоки, в особенности для небольших аптечных предприятий. Для многих из них увеличение затрат, связанное с функционированием системы МДЛП, оказалось критическим.

И еще один пример: сегодняшняя редакция ФЗ "Об обращении лекарственных средств" запрещает производственной аптеке изготавливать микродозы кардиопрепаратов из готовых лекарственных форм для проведения операций на сердце у новорожденных детей. Законопроект о снятии этого запрета давно подготовлен и в минувшем году прошел первое чтение. Но что дальше? Когда произойдет дальнейшее движение документа?

В заключение хотел бы еще раз подчеркнуть: чтобы решить кадровый вопрос аптеки — и тем самым повысить доступность лекарственной помощи для пациента — необходимо увеличить доходы аптечной организации и поднять престиж профессий фармацевта и провизора. Первым шагом к решению данной проблемы должно стать возвращение аптеки в систему здравоохранения. Чтобы фармация была ее ключевым элементом не только де–факто, но и де–юре.

Также необходимо уточнить антимонопольные ограничения. Чтобы исключить ситуацию, когда небольшая аптека с полувековой историей вынуждена закрываться только потому, что в соседнем доме появился крупный "сетевик"–дискаунтер.

Если в ближайшее время ничего не изменится, то прогнозы уже озвучены. 15% аптек (почти каждая шестая) вынуждены будут прекратить свою работу. Никаких иных вариантов у них не останется. Больше всего аптечных организаций исчезнет в сельской местности и иных малых населенных пунктах.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция
   
   
 
   
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Б.Н. Башанкаев: аптеке нужен ОКВЭД в сфере здравоохранения
 Мнение специалиста

Об основных задачах взаимодействия с профессиональными объединениями, работающими в области лекарственного обеспечения Комитета Госдумы по охране здоровья,рассказал его председатель Бадма Башанкаев.

Необходима экспертная оценка профильных правовых актов
 Мнение специалиста

Согласно Закону "Об основах охраны здоровья граждан…" фармработники вправе добровольно объединяться в профессиональные некоммерческие организации. Это исключительно необходимо и очень важно: с помощью профессиональных организаций можно решать вопросы, связанные с тем же последипломным обучением специалистов.

Чем может быть полезно аптечное саморегулирование
 Мнение специалиста

Сегодня в нашей стране (согласно данным аналитических агентств) работают более 78 тысяч аптек. Половина этого количества приходится на долю федеральных аптечных сетей.

Как развивался институт фармацевтического саморегулирования
 Мнение специалиста

Первая саморегулируемая организация в фармотрасли возникла 14 лет назад, объявив своей целью борьбу с фальсифицированными медикаментами. Просуществовала она недолго, и результаты ее деятельности сейчас сложно оценить.

Профессиональные объединения усиливают голос каждого
 Мнение специалиста

Как мне кажется, мы привыкли недооценивать роль профсоюзов, пациентских организаций и профессиональных отраслевых ассоциаций, несмотря даже на то, что в их работе есть целый ряд успешных примеров, когда люди, объединенные общей целью, оказывают серьезное влияние на те или иные корректировки нормативно–правовой базы.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция