23.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
23.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Код ОКВЭД фармацевтической деятельности нужно менять срочно

Дефицит фармацевтических специалистов был всегда. А вот обострение данной проблемы началось лет пять–семь назад, когда даже крупные сети стали обращать больше внимания на наличие профильного образования у соискателей.

Яговдик Дмитрий
Председатель правления Ассоциации аптек Калининградской области

Масла в огонь подлили такие факторы, как:

  • низкий уровень дохода аптеки и, соответственно, фармацевтического работника (во многом он обусловлен сложившимся подходом к наценке на препараты ЖНВЛП);
  • правовой парадокс, связанный с правом, например, руководителя аптечной организации отпускать лекарственные препараты посетителю (приведенная коллизия до сих пор существует).  (Речь идет о том, что специалист с высшим фармобразованием — провизор — не может проводить отпуск лекарств в аптеке покупателям, но консультировать может, а специалист со средним фармобразованием — фармацевт — может и вести отпуск, и консультировать).

Наиболее серьезные трудности у производственных аптек. В области экстемпорального изготовления сегодня — вообще "голое поле". Однако пути решения понятны: выращивать собственные кадры, обучать фармацевтов и провизоров, ранее работавших только с готовыми формами. Пока, к сожалению, в данном направлении мало что делается.

Коснуться аптечного сектора в целом — путь здесь один: увеличение дохода аптек и, соответственно, дохода фармспециалистов, поднятие престижа фармацевтических профессий. Решение же заключается в нескольких шагах:

  • снижение налоговой нагрузки на аптеки в малых населенных пунктах, в особенности в сельской местности;
  • ограничение числа аптек в крупных сетях (и еще ряде корректировок в "антимонопольных" правовых нормах);
  • изменение системы наценок на препараты перечня ЖНВЛП.

Если же крупная сеть набирает сотрудников–консультантов без профильного образования, то она нарушает закон. За данное нарушение надо установить штраф в процентах от оборота.

Еще один важный аспект кадровой проблемы в современной аптеке — это система непрерывного медицинского и фармацевтического образования (НМиФО). В ней остается много неясностей, и пока нельзя сказать, что она полностью отрегулирована с правовой точки зрения. Целый ряд вопросов НМиФО требует серьезной доработки.

Вопросы вызывает и новый профессиональный стандарт "Фармацевтический работник". Объем данного проекта велик, а вот его качество и даже просто "читаемость" оставляют желать лучшего. Если указанный стандарт будет принят в сегодняшней редакции, он кратно увеличит нагрузку на аптеку. Ей придется вести множество новых документов: а ведь объемы работы аптечной организации в данном направлении и так зашкаливают!

Но самое главное сегодня не в этом. А в том, что де–юре аптеки — торговые организации, находящиеся за пределами системы здравоохранения. Однако де–факто фармация была и остается неотъемлемой частью данной системы. Поэтому необходимо срочно менять код ОКВЭД, присвоенный деятельности аптечных организаций.

А вот чтобы упорядочить нормативно–правовую базу для фармации, важно остановиться и "выдохнуть". Вряд ли полезно выпускать регуляторные документы "на скорость", не обсуждая их с профессиональным сообществом. Скорее, наоборот: необходимо создать рабочую группу с участием всех заинтересованных сторон, в которую в обязательном порядке должны войти представители производственных аптек, малых аптечных сетей и единичных аптек. Однако в составе группы не должно быть сотрудников крупных интернет–магазинов (которые сегодня активно осваивают дистанционную реализацию лекарств) и других непрофильных игроков, с интересом рассматривающих фармацевтический сектор как дополнительный источник прибыли.

При этом важно максимально упростить маркировку. А лучше всего оставить ее в очень ограниченном узком сегменте. К сожалению, "побочные эффекты" обязательной маркировки высоки, в особенности для небольших аптечных предприятий. Для многих из них увеличение затрат, связанное с функционированием системы МДЛП, оказалось критическим.

И еще один пример: сегодняшняя редакция ФЗ "Об обращении лекарственных средств" запрещает производственной аптеке изготавливать микродозы кардиопрепаратов из готовых лекарственных форм для проведения операций на сердце у новорожденных детей. Законопроект о снятии этого запрета давно подготовлен и в минувшем году прошел первое чтение. Но что дальше? Когда произойдет дальнейшее движение документа?

В заключение хотел бы еще раз подчеркнуть: чтобы решить кадровый вопрос аптеки — и тем самым повысить доступность лекарственной помощи для пациента — необходимо увеличить доходы аптечной организации и поднять престиж профессий фармацевта и провизора. Первым шагом к решению данной проблемы должно стать возвращение аптеки в систему здравоохранения. Чтобы фармация была ее ключевым элементом не только де–факто, но и де–юре.

Также необходимо уточнить антимонопольные ограничения. Чтобы исключить ситуацию, когда небольшая аптека с полувековой историей вынуждена закрываться только потому, что в соседнем доме появился крупный "сетевик"–дискаунтер.

Если в ближайшее время ничего не изменится, то прогнозы уже озвучены. 15% аптек (почти каждая шестая) вынуждены будут прекратить свою работу. Никаких иных вариантов у них не останется. Больше всего аптечных организаций исчезнет в сельской местности и иных малых населенных пунктах.

Специализированные
мероприятия