Высшее фармобразование: путь к карьерным вершинам
У специалиста с высшим фармацевтическим образованием перспектив значительно больше, чем у выпускника со средне профессиональным образованием: он может трудиться не только за первым столом, но и на предприятиях фармацевтической промышленности, и в технологических цехах, и в отделах регистрации лекарственных средств, и в системе фармаконадзора.
Кроме того, дипломированные провизоры востребованы:
- в организациях оптовой фармдеятельности (включая руководящие должности в компаниях, занятых дистрибуцией лекарств и медизделий);
- в аптеках медучреждений;
- в Росздравнадзоре и его территориальных органах, например, в отделе контроля качества фармацевтической и медицинской помощи;
- в Роспотребнадзоре;
- в лабораториях судебной экспертизы;
- в различных химических лабораториях;
- и даже в подразделениях МВД.
Обо всех этих возможностях обязательно нужно рассказывать абитуриентам и студентам.
А чтобы справиться с остроактуальной сегодня проблемой приравнивания провизоров к фармацевтам, нужно просто соблюдать требования следующих нормативных документов:
- приказа Минздрава от 02.05.2023 №205н, утвердившего номенклатуру должностей мед- и фармработников;
- приказа Минздрава от 02.05.2023 №206н, определившего квалификационные требования к мед- и фармработникам с вузовским образованием;
- приказа Минздрава от 10.02.2016 №83н, установившего квалификационные требования к мед- и фармработникам со средне профессиональным образованием.
Поясню на примере. Что означает на практике необходимость выполнять положения этих приказов? Согласно тексту приказа №83н, специалист со средним профессиональным образованием по специальности «Фармация» (дополнительного образования у него нет, только повышение квалификации) может занимать лишь одну должность — фармацевта. Оснований назначить такого сотрудника, например, заведующим аптекой в действительности нет.
А вот у провизоров, как у специалистов с высшим профильным образованием, есть право стать руководящими работниками, пройдя профпереподготовку или ординатуру (вместо которой до 2016 года действовала интернатура). Однако здесь не могу не отметить, что двухлетняя ординатура для специалистов — мера явно излишняя. И она не влияет положительно на мотивацию поступления на фармацевтический факультет.
Было бы проще пойти путем профпереподготовки (согласно тексту приказа №205н — не менее 250 часов) либо вернуть интернатуру, которая продолжалась 11 месяцев.
Дипломированные провизоры уже получили широчайший спектр необходимых знаний, им нужно лишь систематизировать и углубить их. Ведь наука не стоит на месте: развиваются методы анализа, фармакоэкономика и другие направления. Быть в курсе всех этих деталей очень важно, поэтому переподготовка или интернатура дали бы специалистам ценнейшую возможность — всегда оставаться востребованными, хорошо зарабатывать и полноценно реализоваться в профессии.