Кодекс AIPM — механизм саморегулирования
Шипков Владимир Григорьевич
Исполнительный директор Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM)
Каждая вступающая в ряды AIPM компания обязуется придерживаться этических стандартов, предусмотренных Кодексом надлежащей практики Ассоциации. Впервые Кодекс был принят в 1998 г. и с тех пор выдержал уже несколько редакций. При этом его требования зачастую даже строже действующего законодательства и касаются таких вопросов, как взаимодействие со специалистами здравоохранения, пациентскими организациями, аптеками/аптечными сетями, пострегистрационные клинические, наблюдательные, эпидемиологические и маркетинговые исследования, распространение информации, имеющей отношение к здоровью и заболеваниям человека, продвижение фармацевтических продуктов для специалистов здравоохранения, использование Интернета и других цифровых каналов связи для продвижения и т.д.
Последняя редакция Кодекса от 4 декабря 2013 г. вводит новые требования по раскрытию информации о платежах, характере и уровне взаимодействия компаний со специалистами и организациями здравоохранения. В соответствии с данной нормой каждая компания — член АIPM будет обязана ежегодно публиковать отчет о платежах, которые осуществляются в пользу специалистов и организаций здравоохранения. Первое подобное раскрытие информации планируется в 2016 г. за отчетный 2015 г. Данные требования созвучны международной практике — в настоящий момент аналогичные нормы этичного поведения внедряются Европейской федерацией ассоциаций фармацевтических производителей (EFPIA).
Мы убеждены, что такой механизм саморегулирования в части этичного поведения компаний на рынке, как Кодекс надлежащей практики AIPM, достаточно эффективен. Его положения являются, помимо всего прочего, безусловным свидетельством приверженности членов Ассоциации принципам социальной ответственности в своей деятельности на территории РФ.