12.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024 18+
12.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024
// Тема номера

Конкуренция будет нарастать

По данным Росздравнадзора за 2017 г., в России на одну аптеку приходится 1,5 тыс. жителей, в то время как, например, во Франции — 2,6 тыс., в Германии — 3,9 тыс., а в США — 4,5 тыс. человек.

Гончаров Жан
Директор аптечной сети "Вита Плюс" (г. Пятигорск)

Вследствие столь высокой конкуренции снижается качество лекарственного обеспечения граждан: отсутствует фармконсультирование при отпуске лекарств, подчас не соблюдаются необходимые условия хранения препаратов. Кроме того, за первым столом уже чаще стали работать люди без фармобразования. А у многих аптек попросту нет площадей для правильного хранения лекарственных средств.

В этих объективно непростых условиях мы продолжаем держаться наших первоначальных принципов. Благодаря им сеть и выросла почти до двухсот аптек (порядка 180 аптек в двух регионах СКФО — Ставропольском крае и Республике Дагестан, причем большая часть была открыта/куплена за последние 2–2,5 года; рост связан как с открытием новых точек, так и с интегрированием приобретенных).

В чем состоят наши принципы?

Мы сделали ставку на качество во всем:

  • препараты закупаются только у национальных дистрибуторов;
  • в аптеках строго соблюдается режим хранения лекарственных средств.

Но, самое главное — это высокопрофессиональное обслуживание, т.к. грамотная консультация в аптеке играет решающую роль в фармацевтическом бизнесе. Поэтому для профессионального роста специалистов у нас в сети созданы все условия.

На российском фармрынке, по оценкам различных источников, присутствует от 250 до 300 дистрибуторских компаний. Это одна из отличительных черт развивающегося фармсектора России, т.к. в странах Евросоюза и Северной Америки дистрибуторов гораздо меньше — от 10 до 100 компаний.

Но в нашей стране, наверное, по–другому и быть не может: для транспортировки товара на большие расстояния требуется наличие нескольких посредников. И сокращение их числа обернется лишь падением доступности лекарства для пациента.

Однако сложившаяся обстановка в дистрибуции играет только на руку аптечным сетям. Она дает возможность выбора удобного поставщика по всем критериям. И по цене — в первую очередь. Кроме того, большое количество дистрибуторов в стране породило высокую конкуренцию и среди них самих.

А это, в свою очередь, льет "воду на мельницу" аптечных сетей. И они получают еще одну возможность — обеспечить с наименьшими затратами оптимальный товарный ассортимент. Это и одна из основных составляющих маркетинга, которая прямо воздействует на сбытовую деятельность, и главный критерий для достижения конкурентоспособности на фармрынке.

В связи с тем, что за последние 5–10 лет номенклатура лекарственных препаратов сильно расширилась, мы стали проводить эксперименты по ассортиментному блоку: вводить в ассортимент новые товары в большом объеме, работать с производителями товаров напрямую, минуя дистрибуторов. И, как следствие — низкие цены на определенные группы товаров. Они привлекают покупателей и в то же время делают нас более конкурентоспособными по сравнению с другими сетями и одиночными аптеками.

Не секрет, что уже несколько лет одна из ряда основных доходных статей аптечных сетей — это маркетинговое сотрудничество. И в данном контексте, наверное, нет понятия "достаточно развито или нет". Этот спектр сотрудничества необходимо развивать непрерывно на взаимовыгодных условиях. С как можно большим количеством компаний–производителей.

Как я уже подчеркнул, конкуренция среди аптек и аптечных сетей в нашей стране — одна из самых высоких в мире. И конкуренция в фармсфере ничем не отличается в целом от конкуренции в других сферах российской экономики. Не вызывает сомнений только одно — с каждым годом она будет нарастать с уклоном на укрупнение аптечных сетей.

Однако неизвестно, как на рынке отразится введение новых проектов, таких как маркировка лекарственных средств и дистанционная торговля. Кроме того, вряд ли к улучшению ситуации приведет и новый законопроект Минпромторга, разрешающий продуктовым магазинам распространять безрецептурные лекарственные препараты.

В этом законопроекте есть много "дыр" и "нестыковок". И, в частности, наша компания вместе с ААУ "СоюзФарма" и другими аптечными ассоциациями, предприняла все возможное для приостановки введения этого закона в действие...

Специализированные
мероприятия
Omni farma
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Как трансформируется контроль и надзор в фармотрасли
 Мнение специалиста

Титова Жанна

Директор по качеству-провизор ГК «Сантэнс»

Почему необходимо вернуть фармацию здравоохранению?
 Мнение специалиста

Гридякин Владимир

Генеральный директор ООО «Альянс-Фарм», врач

Вопрос о доступности Феназепама для пациентов в аптеках
 Мнение специалиста

Сучкова Елена

Директор по взаимодействию с органами государственной власти, общественными организациями, по обеспечению доступа на рынки России и ближнего зарубежья АО «Валента Фарм»

Маркировка и индикаторы риска: что меняется в оптовом звене
 Мнение специалиста

Власов Гарольд

Управляющий директор фармацевтического 3PL-оператора NC Logistic

Растет число обращений от производителей БАД и медизделий
 Мнение специалиста

Курашева Светлана, Вице-президент по развитию операций ГК «Сантэнс»

Чмелев Владимир, Руководитель департамента бизнес-технологий ГК «Сантэнс»

Волошина Светлана, Ведущий менеджер по продажам CTT ГК «Сантэнс»

Специализированные
мероприятия
Omni farma