Конкуренция будет нарастать
Гончаров Жан
Директор аптечной сети "Вита Плюс" (г. Пятигорск)
Вследствие столь высокой конкуренции снижается качество лекарственного обеспечения граждан: отсутствует фармконсультирование при отпуске лекарств, подчас не соблюдаются необходимые условия хранения препаратов. Кроме того, за первым столом уже чаще стали работать люди без фармобразования. А у многих аптек попросту нет площадей для правильного хранения лекарственных средств.
В этих объективно непростых условиях мы продолжаем держаться наших первоначальных принципов. Благодаря им сеть и выросла почти до двухсот аптек (порядка 180 аптек в двух регионах СКФО — Ставропольском крае и Республике Дагестан, причем большая часть была открыта/куплена за последние 2–2,5 года; рост связан как с открытием новых точек, так и с интегрированием приобретенных).
В чем состоят наши принципы?
Мы сделали ставку на качество во всем:
- препараты закупаются только у национальных дистрибуторов;
- в аптеках строго соблюдается режим хранения лекарственных средств.
Но, самое главное — это высокопрофессиональное обслуживание, т.к. грамотная консультация в аптеке играет решающую роль в фармацевтическом бизнесе. Поэтому для профессионального роста специалистов у нас в сети созданы все условия.
На российском фармрынке, по оценкам различных источников, присутствует от 250 до 300 дистрибуторских компаний. Это одна из отличительных черт развивающегося фармсектора России, т.к. в странах Евросоюза и Северной Америки дистрибуторов гораздо меньше — от 10 до 100 компаний.
Но в нашей стране, наверное, по–другому и быть не может: для транспортировки товара на большие расстояния требуется наличие нескольких посредников. И сокращение их числа обернется лишь падением доступности лекарства для пациента.
Однако сложившаяся обстановка в дистрибуции играет только на руку аптечным сетям. Она дает возможность выбора удобного поставщика по всем критериям. И по цене — в первую очередь. Кроме того, большое количество дистрибуторов в стране породило высокую конкуренцию и среди них самих.
А это, в свою очередь, льет "воду на мельницу" аптечных сетей. И они получают еще одну возможность — обеспечить с наименьшими затратами оптимальный товарный ассортимент. Это и одна из основных составляющих маркетинга, которая прямо воздействует на сбытовую деятельность, и главный критерий для достижения конкурентоспособности на фармрынке.
В связи с тем, что за последние 5–10 лет номенклатура лекарственных препаратов сильно расширилась, мы стали проводить эксперименты по ассортиментному блоку: вводить в ассортимент новые товары в большом объеме, работать с производителями товаров напрямую, минуя дистрибуторов. И, как следствие — низкие цены на определенные группы товаров. Они привлекают покупателей и в то же время делают нас более конкурентоспособными по сравнению с другими сетями и одиночными аптеками.
Не секрет, что уже несколько лет одна из ряда основных доходных статей аптечных сетей — это маркетинговое сотрудничество. И в данном контексте, наверное, нет понятия "достаточно развито или нет". Этот спектр сотрудничества необходимо развивать непрерывно на взаимовыгодных условиях. С как можно большим количеством компаний–производителей.
Как я уже подчеркнул, конкуренция среди аптек и аптечных сетей в нашей стране — одна из самых высоких в мире. И конкуренция в фармсфере ничем не отличается в целом от конкуренции в других сферах российской экономики. Не вызывает сомнений только одно — с каждым годом она будет нарастать с уклоном на укрупнение аптечных сетей.
Однако неизвестно, как на рынке отразится введение новых проектов, таких как маркировка лекарственных средств и дистанционная торговля. Кроме того, вряд ли к улучшению ситуации приведет и новый законопроект Минпромторга, разрешающий продуктовым магазинам распространять безрецептурные лекарственные препараты.
В этом законопроекте есть много "дыр" и "нестыковок". И, в частности, наша компания вместе с ААУ "СоюзФарма" и другими аптечными ассоциациями, предприняла все возможное для приостановки введения этого закона в действие...