Консолидация продолжится, но какой она будет?
Демидов Николай
Директор IMS Health Россия и СНГ
К внутреннему относится собственно борьба между сетями за лидерство, на котором есть несколько "частей фронта". На национальном уровне пока весьма условно сражаются две классические сети — "36,6" и "Ригла". Условно — ввиду необозначенных претензий на масштабную региональную экспансию "36,6", которой при этом хватает для лидерских позиций мощнейшего представительства в Московском регионе. На самом деле сегодня эти две сети при всем желании претендовать на дележ национального рынка делят только "не на жизнь, а на смерть" крупнейший региональный — московский. Но возмутителем спокойствия для двух "классиков" остается сеть АСНА, критикуемая конкурентами и продолжающая уверенно набирать обороты. Экспансия с ее стороны отражает еще одну грань обострившейся конкуренции — малые и средние сети, не желающие или не готовые сдавать позиции и интегрироваться с классическими сетями, готовые попробовать «инновационный» вариант интеграции в сеть нового типа, предложенного АСНА (читай — обеспечить конкурентоспособность относительно крупнейших на рынке конкурентов).
И если борьба "Риглы" и "36,6" (где уже не просто фоном, а чуть ли не первой скрипкой зазвучала тема взаимоотношений с дистрибуторами, которые вплетены в указанные бизнесы) является примером того, как крупные аптечные сети воюют между собой, то "продолжающаяся подписка" на сервисы АСНА для малых сетей показывает, что уже сегодня небольшим сетям перед угрозой борьбы с куда более сильным конкурентом легче решиться на вхождение в альянс с достаточно жесткими условиями. Второе также обозначает тренд борьбы сетей против несетевого сегмента — последний рискует стать вымирающим видом, если пресловутая консолидация будет идти такими же темпами, как сейчас, в ближайшие 2–3 года. К внешним фронтам можно отнести уже упомянутую ситуацию с дистрибуторами, которые неравнодушны к тому, что происходит в сетевом сегменте. Причинами особо ревностного внимания дистрибуторов к сетевому сегменту служат, с одной стороны, "родственные", с другой — клиентские связи с сетями. Родственные раньше было принято считать залогом удачи — союз крупного национального дистрибутора и сети считался чуть ли не ключевым фактором конкурентоспособности обоих. Сейчас не так — как бы проблемы одного из элементов интеграции не потянули на дно другого. В последние два года, которые привыкли называть кризисными, для дистрибуторов стало трендом отбирать наиболее здоровых в финансовом плане клиентов, и это уже было фактором конкурентной борьбы между оптовиками. В кризис сильных финансово игроков становится все меньше, и дистрибуторы (впрочем, как и поставщики-производители) тяготеют не столько к большей доле рынка, сколько к гарантиям обеспечения обязательств, взятых на себя розничными игроками.
Не нужно быть медиумом, чтобы предсказать, что в ближайшее время консолидация в ритейле продолжится. Сложнее указать на особенности следующей фазы консолидации. А таковыми, вполне вероятно, станут союзы крупнейших игроков, громкие падения тех, кто не выдержал финансового противостояния, и... открытие новых аптек как ключевой метод борьбы на "удушение" соперника.
Стабилизация, наметившаяся в экономике, оздоравливает потребительский сектор, аптечная розница почувствовала вкус в конце 2016 г. и вспомнила о былых темпах роста, а также стратегиях развития, которые уже, было, зачехлили, устав ждать признаков окончания кризиса. Вот только рынок изменился, конкуренция уже не та, и, вероятно, что позитивные сдвиги скорее обманут доверчивых ритейлеров, чем дадут возможность реализовать наполеоновские планы.