Кризиса в фармотрасли нет — обнажились лишь старые проблемы
Филиппов Александр
Генеральный директор аптечной сети "Ригла"
Кроме того, этот год завершил стратегическую пятилетку. Весь период в целом и 2016 г. в частности оправдали наши ожидания: мы уверенно росли как по операционной прибыли, так и по выручке и EBITDA (прибыль до вычета налогов, процентов и амортизации). Все наши три формата "Ригла", "Будь здоров!" и "Живика" востребованы потребителями, что позволяет сети быть гибкой и конкурентоспособной.
Как нам удалось добиться успеха в кризисный год? Мы ставим на первое место ежедневную работу по увеличению выручки, сокращению издержек и повышению эффективности на всех функциональных направлениях: логистике, управлении персоналом, финансах, маркетинге, IТ. "Ригла" перешла на автоматизированную программу управления товарным запасом "Симфония", внедрила систему бюджетирования и отчетности во всех трех форматах, автоматизировала процесс принятия решения по оценке локации. И самое главное – сеть полностью перешла на мультиформатное управление, что позволяет таргетировать наши услуги и ассортимент в зависимости от потребностей партнеров и покупателей.
Лично я считаю, что кризиса как такового в фармацевтической отрасли нет: рынок продолжает расти в отличие от других отраслей экономики.
При этом, безусловно, обнажились проблемы, существовавшие в фармацевтической рознице: снижение покупательной способности и, соответственно, доходности аптечных учреждений, недоступность кредитов, кризис ликвидности, потеря доверия. Тем не менее, рыночные условия надо принимать такими, какие они есть, и учиться работать в новых реалиях. Уверен, что тому, кто учитывает эти реалии, считает деньги и не гоняется за сиюминутным успехом, кризис не страшен. Сильные игроки получат достойный результат как в 2016 г., так и в последующих.
На мой взгляд, в 2017 г. усилится консолидация рынка, продолжится снижение реализованной наценки, по-прежнему будет ощущаться нехватка квалифицированного персонала как аптечного, так и офисного, поскольку задачи с каждым годом усложняются, профессионалов высокого уровня, способных с ними справиться, на рынке мало. Поэтому очень положительно оцениваю такое нововведение, как переход на аккредитацию. Постоянное обучение и подтверждение знаний и компетенций фармацевтов и провизоров чрезвычайно важны, ведь цена их ошибки — это здоровье наших граждан.
В 2017 г. мы планируем активно развивать проекты e–commerce и продолжать движение к лидерству на рынке. Основными нашими драйверами роста в наступающем году останутся органическое развитие, управление по форматам и сильные IT–технологии.
Партнерам и коллегам по рынку желаю, чтобы все тенденции и изменения на рынке стали не препятствием, а стимулом к развитию и повышению эффективности. Пусть в наступающем году вернется доверие игроков рынка друг к другу!
С Новым годом и Рождеством!