Лекарства по Интернету: дебаты продолжаются…
"Запрос от населения на услугу доставки лекарств есть. И он достаточно велик. Существует огромное число жизненных ситуаций, когда человек физически не может выйти из дома или офиса. Например, у человека высокая температура, маленький ребенок, которого не с кем оставить, рабочий график, не позволяющий отлучиться в аптеку и т.д. Большой интерес населения к интернет-торговле лекарственными препаратами со стороны населения фиксируется и на основании различных маркетинговых исследований", – говорит партнер аналитической компании Data Insight Борис Овчинников.
Однако, хоть вопрос легализации онлайн-торговли лекарственными средствами на российском рынке и обсуждается не первый год, он все еще не находит окончательного решения. Согласно новой версии законопроекта запуск дистанционной торговли лекарствами должен произойти 1 января 2020 г. Однако на сегодняшний день между участниками этого рынка нет единого мнения по поводу двух основных моментов: какие лекарства можно продавать через Интернет, и кто должен заниматься их доставкой. "Интернет-торговле лекарствами, бесспорно, быть. Разумеется, этот сервис – дополнительный, повышающий качество лекарственного обеспечения. И будет он уместен и разумен, только если мы будем подходить к нему по принципу "не навреди", по сути, сегодня такие механизмы и предлагаются", – считает первый заместитель председателя Всероссийского научного общества фармацевтов, исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей Нелли Игнатьева.
Видимо, исходя из этого постулата, многие эксперты уверены, что интернет-торговля лекарственными препаратами может осуществляться только при соблюдении трех основных условий:
1. Продавать лекарства могут аптечные организации с лицензией на фармацевтическую деятельность и розничную продажу лекарств.
2. Онлайн-торговля должна охватывать только безрецептурные фармацевтические продукты.
3. Осуществлять доставку лекарственных препаратов можно доверить только специалисту с профильным образованием (медицинским или фармацевтическим).
Интересно, что по каждому из этих пунктов участники рынка до сих пор не нашли согласия. Владельцы тех или иных интернет-ресурсов уверены, что, если они уже не первый год успешно продают, например, косметику и продукты питания, то они прекрасно справятся и с лекарственными препаратами. И никакой аптечной организации с лицензией на фармацевтическую деятельность и розничную продажу лекарств им для этого открывать не нужно.
Руководители аптечных организаций (причем не только розничных, но и оптовых) полагают, что и рецептурные лекарства должны продаваться и доставляться через Интернет.
А вот вопрос доставки препаратов, пожалуй, является самым сложным для решения. В пользу того, что именно специалист, а не простой курьер должен доставлять лекарство потребителю, выдвигается два основных аргумента. Это право покупателя на получение консультации в момент отпуска лекарственного средства и гарантия сохранности препарата. Но какой специалист с медицинским или фармацевтическим образованием согласится стать курьером? Пусть даже и в своей фармацевтической области. Конечно, если фармацевтам или медикам предложить зарплату существенно выше той, которую они получают до занятия "развозом", то, может быть, желающие и найдутся. Но во что тогда обойдется потребителю такое лекарство? Пусть и с очень удобной опцией доставки на дом или в офис.
Есть мнение, что "тормозом" для развития интернет-торговли лекарственными препаратами являются аптечные сети, которые якобы боятся конкуренции и оттока покупателей из своих розничных торговых организаций. "Это не так. Мы, во-первых, не считаем дистанционную продажу лекарств помехой для нашего бизнеса. Во-вторых, мы сами можем подключиться к этому тренду. А еще у нас есть возможность так расширить свои услуги, что покупатели никогда не станут ограничивать себя дистанционным обслуживанием", – утверждает генеральный директор аптечной сети "Ригла" Александр Филиппов.
Что касается производителей лекарственных препаратов, то и тут не все однозначно. Одни представители фарминдустрии полагают, что интернет-торговля увеличит объем сбыта и тем самым поможет предприятиям развивать новые направления. Другие же опасаются, что дистанционная продажа лекарств откроет ворота для большого количества фальсифицированной и недоброкачественной лекарственной продукции под брендом существующих фармацевтических предприятий. А это нанесет существенный и, конечно, крайне нежелательный удар по репутации добросовестных производителей. Приверженцы идеи онлайн-торговли успокаивают. Мол, тут можно надеяться на вводимую с 1 января 2020 г. маркировку. Она отсеет фальсификат. Но почему-то не все в этом уверены…
По материалам конференции "Интернет-торговля лекарственными препаратами: быть или не быть".