Ликвидация унитарных аптек приведет к опасным последствиям
Елыкомов Валерий
Депутат Государственной думы, член Комитета по охране здоровья
Проектируемые изменения направлены на установление запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий. Комитет по охране здоровья Государственной Думы обеспокоен возможной реорганизацией или ликвидацией государственных и муниципальных унитарных предприятий, осуществляющих фармацевтическую деятельность, что может привести к негативным социальным последствиям в субъектах Российской Федерации.
На данные унитарные предприятия возложены социальные функции в части деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений; обеспечению льготных категорий граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, питанием; изготовлению экстемпоральных лекарственных препаратов по рецепту врача для конкретного пациента и для медицинских организаций.
Унитарные аптечные организации, как правило, осуществляют свою деятельность в условиях низкой конкуренции или ее отсутствия, т.к. деятельность в этой сфере малорентабельна для частного бизнеса.
В то же время унитарные предприятия, не осуществляющие такой деятельности и расположенные в малонаселенных или труднодоступных населенных пунктах, порой являющиеся единственной аптечной организацией, подлежат реорганизации или ликвидации.
Так, в Нижегородской обл. в 67 населенных пунктах унитарная аптека является единственной аптечной организацией, в Республике Башкортостан — в 65, в Свердловской обл. — в 34, в Ленинградской обл. — в 12, в Еврейской автономной области — в 9.
Ликвидация таких аптек приведет к негативным последствиям в части льготного лекарственного обеспечения и доступности лекарственных препаратов населению.
В этой связи, по мнению Комитета, при рассмотрении законопроекта необходимо учитывать мнение субъектов Российской Федерации и нельзя допустить возможность негативных социальных последствий. В том числе снижения доступности как льготного лекарственного обеспечения, включая обезболивающие лекарственные препараты (распределение наркотических средств и психотропных веществ могут осуществлять только государственные унитарные предприятия), так и лекарственных препаратов коммерческого сегмента.
Вопрос о регуляции в отрасли — более сложный. Население настоятельно требует регуляции деятельности фарморганизаций, аптек в части ценообразования на лекарства, производства экстемпоральных средств, мазей и т.д. И в этой связи позиция Комитета ГД по охране здоровья состоит в поддержке деятельности ГУП и МУП в фармации. Это необходимо с точки зрения сохранения системы работы по доступности населению наркотических, психотропных средств и тех же дешевых препаратов, которыми не хотят заниматься частники.
На мой взгляд, должен остаться паритет в работе частных, а также государственных и муниципальных аптек.
Фармацевтическая же промышленность Российской Федерации за последние 6 лет ознаменована регистрацией почти трех тысяч отечественных лекарственных препаратов, полностью отвечающих критериям качества и безопасности. По данным исследовательского центра компании "Делойт" в СНГ, наш отечественный фармацевтический рынок занимает 14–е место в мире.
Одним из приоритетных направлений государственной политики на рынке является увеличение доли продаж российских препаратов. Наибольшее увеличение доли отечественной продукции наблюдается в секторе государственных закупок: госпитальных закупок лекарственных препаратов и льготном лекарственном обеспечении.
По номенклатуре перечня ЖНВЛП доля отечественных препаратов составляет более 81%, а большая часть из них производится по полному циклу, что позволяет гарантировать надежность и своевременность лекарственного обеспечения.
На 2019 г. рекомендовано к включению в перечень жизненно важных препаратов дополнительно 38 международных непатентованных наименований.
Отдельным вниманием следует отметить принятый Государственной Думой законопроект о включении в расходы федерального бюджета обеспечения граждан лекарственными препаратами по пяти орфанным заболеваниям: гемолитико–уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом (I, II и VI типа).
Ежегодно на эти цели будет выделяться по 10 млрд руб.