21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Лишь единицы понимают, кто такие фармацевты и провизоры

Варпетян Акоп

Директор по развитию аптечной сети и франшизы «Аптека Фарма»

Тот дефицит сотрудников, который наблюдается в фармацевтической рознице уже более десятилетия, в 2022-24 гг. увидел и остальной рынок — в других отраслях и по другим причинам. Но несмотря на то, что мы давно научились работать в таких условиях, ситуацию в фармации я назвал бы даже не кадровым голодом, а скорее измором.

Если вы вспомните аптеки 10-15 лет назад, то это были несколько касс, с наличием средних смен и заведующей, которая всегда была на своем рабочем месте. А сейчас картина выглядит совершенно иначе: кластерные заведующие на 3-5 аптек, посменная работа по 12 часов и зачастую всего одна-две кассы. Такая вот «оптимизация» штатной численности при росте количества аптечных точек, несоразмерных с выпуском специалистов из учебных заведений. Не говорю уже про автоматизацию массы рабочих процессов: уже давно никто не занимается ручным набором заказа, его распределением или приходом фармпродукции. Все делают алгоритмы, человек лишь контролирует ход выполнения задач.

Стерлись и отличия между фармацевтом и провизором. Их нет уже давно, разве что субъективно более уважительное отношение работодателя к специалистам с высшим образованием. Раньше во многих сетях существовали денежные надбавки за провизорский статус, но к сегодняшнему дню такая практика почти сошла на нет.

В аспекте профессионального роста фармрынок давно перешел к модели субъективных компетенций конкретного специалиста, не базирующейся исключительно на дипломе. И провизор, и фармацевт на горизонте планирования и с набором стажа (что относится уже к фармацевтам ввиду законодательных требований) способны занять также управленческие должности — как в конкретной аптеке, так и в структуре аптечной сети и ее центрального офиса.

Здесь нельзя не отметить, что, к сожалению, как и в большинстве других отраслей, система образования сильно отстает от потребностей рынка труда. Мы получаем кадры (как фармацевтические, так и провизорские) с базовыми или даже недостаточными знаниями для работы в современной аптеке.

Имеющиеся пробелы надо восполнять, обучая специалистов работе с современными программными комплексами (и той же системой маркировки), новым форматам консультирования, и, разумеется, рассказывая им о новых лекарственных препаратах. На это уходит достаточно много времени. Вот почему в нашей аптечной сети работает бизнес-тренер, которая лично ведет обучение новых сотрудников и консультирует уже опытных специалистов по интересующим их вопросам фармдеятельности.

Конечно, свою роль во всем происходящем играет и существенно снизившийся интерес абитуриентов к фармации, особенно если речь идет не о колледжах, а о вузах. Вернуть молодежи стремление работать с лекарствами (и не только в производстве или маркетинге) поможет только уважение к профессии.

К сожалению, среди посетителей лишь единицы понимают, кто такие фармацевты и провизоры. Да и отрасль сравняли с обычной торговлей. Поэтому многие специалисты не ощущают достойного отношения к себе. А сами клиенты называют их продавцами, что до боли обидно каждому фармацевтическому работнику…

С точки зрения оплаты труда у нас, конечно, все достаточно неплохо. Но при этом — повторюсь еще раз — уважения к профессии не хватает катастрофически. Зачастую именно фармацевт и провизор становятся первыми специалистами, из рук которых пациент (по сути, именно пациент, а не клиент или потребитель) получает помощь, благодаря чему сохраняет здоровье.

Только вот почему-то, в отличие от медицинской сестры или санитара, сотрудники аптеки не удостоены звания работников здравоохранения, что, на мой взгляд, сильно принижает фармацию и является в корне неправильным.

Специализированные
мероприятия