Главная // Тема

Маркированные лекарства: как упростить работу аптеке

Федеральная государственная система "Мониторинг движения лекарственных препаратов" (МДЛП) была введена в промышленную эксплуатацию 1 октября 2019 г. — с этой даты стала обязательной прослеживаемость лекарственных препаратов из перечня высокозатратных нозологий. 

Косарев Алексей
Руководитель проекта товарной группы "Фарма" оператора Национальной системы цифровой маркировки "Честный знак"

Соответственно, из конечных звеньев цепи первыми с маркировкой стали работать больницы и аптеки, отпускающие эти препараты. И теперь, с введением обязательности прослеживаемости всех лекарств с 1 июля, нужно научиться работать всем.

В бюджетных медицинских организациях, как правило, регистрация проходила централизовано, где-то даже предложены единые программные решения. Кстати, в каждом регионе есть центры компетенций по маркировке, организованные при содействии Росздравнадзора, — с вопросами можно обращаться туда. Или на сайт честныйзнак.рф, где есть не только пошаговые инструкции, но и видеоматериалы — они собраны на образовательной платформе.

Конечно, ситуация с практическими навыками работы с маркировкой в аптечных организациях разная. Где–то пропустили сроки. Но промаркированные лекарства будут быстро насыщать рынок, так что необходимо научиться всем. При этом особого оборудования аптекам, например, не нужно. Для этого достаточно иметь 2D-сканер, кассовое ПО обновлялось для маркировки в прошлом году — вместе с очередными обновлениями. Регистрируются в «Честном знаке» по ИНН, т.е. если на один ИНН зарегистрирована сеть аптек, то каждой из них регистрироваться дополнительно не нужно.

В первую очередь, участникам фармрынка в конечном звене стоит обратить внимание на процессы оприходования (приемки) препаратов, перемещения между местами осуществления деятельности, вариантах вывода лекарственных средств из оборота — в розничную продажу, при льготном отпуске, в процессе использования для медицинского применения. А также на различия в прямом и обратном акцепте, формализацию порядка акцептования (например, в виде дополнительного соглашения с поставщиком). Все эти процессы описаны в методических рекомендациях, которые есть на сайте Росздравнадзора и на нашем портале. Но ответы можно получить и в службе поддержки support@crpt.ru

Для облегчения работы небольших аптек и других участников оборота оператор также разработал бесплатный сервис "Фарма.Просто". В дополнении к нему идет приложение, которое заменяет 2D-сканер, им можно сканировать коды и «подтягивать» их в систему. Сервис предназначен для получения данных из ФГИС МДЛП, а также для формирования и отправки данных в систему. Все отправляемые и принимаемые документы ФГИС МДЛП являются XML–файлами, которые представлены в удобочитаемом формате, что не потребует от пользователя специфических знаний для формирования xml-документа. В "Фарма.Просто" можно, например, сохранять черновики, если вы не успеваете что-то сделать здесь и сейчас. А также есть возможность формировать задания на сканирование (например, для сверки кодов поступившей партии) и передавать их на мобильный сканер в приложении, которым затем можно и отсканировать коды, и создать документ с использованием кодов DataMatrix. Чтобы не нужно было вносить данные вручную, допускать ошибки и что–то искать, какие–то значения можно выбирать из справочников — реестры ваших лекарственных препаратов, ваших контрагентов, мест в зоне таможни и т.д. доступны в сервисе.

Попасть в сервис "Фарма.Просто" можно по прямой ссылке https://ph.mdlp.crpt.ru/login В новой версии личного кабинета также будет ссылка на страницу входа. В нем, кстати, есть и документы о работе с системой, так что не нужно постоянно их искать. Одноименное приложение доступно в Google Play.

Отрадно, что нюансы работы с системой перешли из теоретической плоскости в практическую плоскость. Теперь аптечные сети, например, обращаются с вопросами об оприходовании лекарств без автоматизации на стороне участника рынка или работы с товаром, маркированными или не маркированными до 1 июля. По последнему вопросу: если вы уверены, что товаропроводящая цепочка в поставке маркированных лекарств была оборвана (и/или аптека в июне не воспользовалась схемой оприходования для восстановления этой цепочки), тогда допустимо продавать лекарства с маркировкой без передачи отчета в МДЛП.

При этом "старые" коды, нанесенные в рамках эксперимента, нужно списать — для этого есть отдельная операция. Это могут быть лекарственные средства с кодами без криптозащиты, нанесенными с 1 февраля 2017 г. по 31 декабря 2019 г., или же с кодами с криптозащитой длиной 88 символов и дополнительными полями в коде маркировки, а также кодами с криптозащитой длиной 44 символа в период с 14 декабря 2018 г. по 30 июня 2020 г. Если у вас на балансе есть такие остатки (кроме лекарств из 7ВЗН), их можно списать с использованием операции списания лекарственных препаратов (схема №552 логической модели файлов обмена ФГИС МДЛП) с указанием типа вывода из оборота "Вывод из оборота КИЗ, накопленных в рамках эксперимента".

Но бывают сложности и сугубо технического характера. Особенности работы при возникновении нештатных ситуаций есть в методических рекомендациях. Но, например, при отключении интернета в медучреждении паниковать не стоит: регистраторы выбытия умеют накапливать в буфере отчеты о выбытии и направлять их в МДЛП после восстановления доступа к сети.

Причем выбытие на кассе, пожалуй, самое простое действие — после сканирования кодов при продаже и формирования чека оператор фискальных данных автоматически направляет сведения в систему маркировки. Нужно всего три шага: просканировать все коды DataMatrix с каждой упаковки, удостовериться в корректности сканирования кодов, пробить кассовый чек.

Еще один вариант — отпуск лекарств пациентам–льготникам. Здесь нужно отсканировать коды, ввести дату, серию и номер рецепта (на регистраторе выбытия или в товарно–учетной системе), выбрать действие "Зарегистрировать выбытие". После появления на дисплее регистратора выбытия сообщения о том, что запрос отправлен, выдать препарат. При этом ждать ответ ФГИС МДЛП о результатах попытки вывода из оборота в момент отпуска препарата не надо.

Нас также часто спрашивают о возврате лекарств. Фактически, это не возврат, а отказ покупателя от приобретения препарата уже после того, как он был "пробит" на кассе. Такой чек не закрывается и должен быть аннулирован посредством штатного кассового ПО. Информация, содержащаяся в таком чеке, в ОФД не передается, и, соответственно, сведения о выводе лекарственного препарата из оборота в ФГИС МДЛП не фиксируются. Никаких дополнительных действий не нужно.

При любых вопросах рекомендую обращаться к образовательной платформе, методическим рекомендациям, службе поддержки (+7 800 222 1523). Оператор "Честный знак" также регулярно проводит вебинары и семинары — приходите. Мы будем отвечать на вопросы, пока они есть.

Алтайская Екатерина
Cпецмероприятия
X