Маркировка и более добросовестная аптечная конкуренция
Оганесян Араик
Генеральный директор ООО "Оптима"
Что будет с "нечитаемыми" упаковками вообще — например, если код на препарате не сканируется?
Думаю, продажу "мягкими чеками" запретят окончательно. И если проблема с нечитаемым кодом является локальной, то аптека должна будет сама как–то решать этот вопрос. Иметь техническую поддержку, телефон горячей линии, чтобы в случае нечитаемой упаковки первостольник мог позвонить техническому специалисту, который по удаленному доступу к кассе аптеки поможет решить проблему и отпустить препарат и т.д. А если вопрос имеет большие масштабы, то производитель должен приложить все усилия к устранению проблемы, чтобы не допустить вымывания своей продукции с рынка.
Несмотря на это, мы готовимся к всеобщей маркировке и надеемся все успеть вовремя, т.е. к началу 2020 г. Пока уточнили стоимость переоборудования наших сканеров, совместимость с нашим ПО и кассовым оборудованием. По предварительной оценке, дооборудовать одну аптеку обойдется примерно в 7–9 тыс. руб. На ценообразование эти расходы никак не влияют. Потому что с появлением маркировки мы надеемся на смягчение конкурентной среды с последующим ростом продаж. Этот расход разовый, его сложно компенсировать за счет ценообразования. Насколько поднять наценку? И за какой период вернуть 9 тысяч? Это не поддается расчету (аптека ведь не поднимает наценки, если в ней, например, прошел ремонт).
Прогнозируем рост доверия населения к аптекам, где продаются лекарства с маркировкой — ведь это в значительной мере гарантирует прозрачность происхождения, путь от поставщика до аптеки препарата. Дополнительная криптографическая защита также приведет к очищению фармацевтического рынка от переливов и росту прозрачности лекарственного обращения. Благодаря этому конкуренция в аптечном сегменте станет более добросовестной.
Как мы боролись с поддельными препаратами раньше? Боролись — громко сказано, ведь это не наш профиль. Все, что мы можем, — это работать с крупными дистрибуторами, отказываться от вторичных, "серых" и прочих. К тому же, наша группа аптек — участники АСНА, и данные о продаже каждой упаковки в наших аптеках прозрачны и доступны производителям.
По итогам отчетного периода производитель сверяет наши продажи с отгрузками — между заводом, дистрибутором и нами. Что, в свою очередь, исключает реализацию даже одной упаковки лекарства с неустановленным происхождением. В чем плюсы маркировки?
В том, что те сети, которые сейчас не предоставляют свои данные производителю, не смогут продавать товар, полученный от вторичных и "серых" дистрибуторов с минусовой наценкой.
Сегодня влияние маркировки как пилотного проекта на аптечную деятельность могу признать скорее положительным. А в ближайшем будущем кодирование продолжит защищать фармацию от недобросовестной конкуренции. Преимущества, кроме тех, что я перечислил выше, пока сложно оценить, а возможные недостатки — это издержки на переоборудование, вероятные сбои при сканировании, временная дефектура.
Если придется, например, всю партию лекарства отзывать для перемаркировки.