04.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024 18+
04.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024
// Тема номера

Медрепы пока незаменимы, но растет продвижение в Интернете

Фактически все инструменты продвижения, сформировавшиеся на нашем рынке за последние 15–20 лет, актуальны до сих пор.

Беспалов Николай Владимирович
Директор по развитию аналитической компании RNC Pharma

Основным каналом для продвижения рецептурных средств остается работа с врачебным сообществом. И здесь, как и прежде, наиболее важным этапом является деятельность медицинских представителей. Пока этот метод фактически незаменим.

На направлениях, связанных с продвижением небрендированных дженериков, медпредставители действительно не нужны. Но на рынке в настоящее время доля такой продукции крайне низка и, более того, стремится к дальнейшему сокращению. А при продвижении брендированных препаратов без медицинских или аптечных представителей просто не обойтись: профессиональному сообществу требуется источник информации помимо рекламы в профильных СМИ или конференций.

Часто, отказавшись от собственных медпредов, фармкомпании "арендуют" их в специальных организациях, которые предоставляют такие услуги. Это позволяет оптимизировать свои расходы на продвижение.

В наши дни растет актуальность каналов продвижения, связанных с Интернетом, — специализированных социальных сетей и с продвижением лекарств в аптечных сетях.

На практике большинство компаний используют сочетания разных методов в разных направлениях. Для определенных типов продуктов применяются определенные наборы инструментов, частота их задействования и географическая привязка. В настоящее время очень важен, например, вопрос пересмотра подходов к географии службы продвижения: необходимо учитывать не только текущую ситуацию в отдельных регионах, но и потенциал их развития, географические особенности и т.д.

В условиях кризиса пациент, разумеется, старается по возможности сэкономить. Это выражается и в снижении потребления препаратов не первой необходимости, и в повышенном внимании к аптекам–дискаунтерам, и в переходе на приобретение т.н. экономичных упаковок (упаковок с большим количеством разовых доз) и др. Сокращается спрос на БАД и другую парафармацевтику.

Сейчас наших соотечественников сильнее всего привлекают акции, направленные на возможность экономии: покупка трех упаковок по цене двух, скидки на сезонный товар и т.д. Важной для покупателя остается и консультация специалиста — фармацевта или провизора. Ее значимость для посетителя аптеки всегда была очень велика.

В настоящее время наиболее активно развивается продвижение в Интернете, причем классические новостные и справочные ресурсы — далеко не единственный канал. Как я уже говорил, активно развиваются разнообразные социальные сети. Печатные СМИ — особенно те, которые распространяются по подписке, — испытывают очень серьезное давление со стороны онлайн–ресурсов. Помимо этого, активно развиваются бесплатные печатные специализированные издания — сейчас фактически каждый крупный фармдистрибутор имеет собственную газету или журнал для аптечной аудитории. Реклама на радио и ТВ по охвату целевой аудитории пока не имеет себе равных, но продвигать через эти каналы можно только безрецептурные препараты. Помимо этого ТВ имеет явный недостаток, связанный с невозможностью таргетировать целевую аудиторию. Учитывая стоимость этого метода, продвижение с его помощью весьма затратно.

Проблемы «новых технологий», проще говоря, Интернета — пока связаны в основном с тем, что далеко не все потребители, равно как и специалисты (врачи и работники аптек) имеют постоянный доступ к сети. Тем более что есть определенная категория людей, которая, даже имея доступ к сети, не использует его в профессиональных целях. Часто это связано с недоверием к информации, которая там содержится. В какой–то мере эти опасения оправданы. Масса интернет—сайтов сделана непрофессионально и содержит в себе сомнительную информацию. Впрочем, все больше появляется серьезных ресурсов: и справочных, и СМИ, и профессиональных социальных сетей. Растет доступ к сети, в т.ч. в отдаленных регионах нашей страны (а в них доступ к альтернативной информации часто довольно ограничен). Так что актуальность этого канала продвижения будет повышаться, но полностью делать ставку только на него не стоит. Фармпроизводителю правильнее всего осуществлять комплексный подход к продвижению своей продукции.