23.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
23.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Между врачом и пациентом и без того пропасть

На полный или почти полный запрет на рекламу в мире пока решились немногие: Турция и Индия, насколько я помню.

Клименко Сергей
Руководитель группы «Медицина и здравоохранение» компании "Пепеляев Групп"

В Турции реклама ЛС разрешается только среди врачей и фармацевтических работников. В Индии разрешены рекламные сообщения напрямую потребителю, но только в отношении ограниченного перечня нозологий.

Главное обоснование принятия таких мер в этих странах — необходимость оградить пациента от опасности принятия неправильных решений, дать возможность профессионалам определить, что нужно пациенту. В нашей стране главное обоснование — борьба с исторически распространенным самолечением. Но значит ли это, что от такого запрета потребитель выиграет? Думаю, нет. Во–первых, ВОЗ давно говорит о важности ответственного самолечения. Решение о покупке зачастую принимается непосредственно в аптеке, и на него в определенной степени влияет фармацевт, но ведь и потребитель имеет хоть какую–то информацию. В случае же с полным запретом рекламы российский пациент отдает все на откуп фармацевту, его профессиональной этике, способности предпочесть интересы пациента интересам конкретного производителя.

Фактически, запрещая рекламу безрецептурных ЛС, мы лишаем потребителя источника информации, отучаем его думать и самостоятельно принимать решения. Так гражданин никогда не «повзрослеет», не поймет, что его здоровье зависит от его решений. Купил препарат, не обратился к специалисту — принимай на себя риск. Реклама каждый раз напоминает нам с телеэкрана о противопоказаниях и необходимости обратиться к врачу. Есть исследования, которые, правда, проводились в отношении влияния рекламы рецептурных препаратов на покупателя в США. Так вот, было установлено, что люди, когда видят рекламу препаратов, чаще обращаются к врачу. Сторонники полного разрешения рекламы лекарственных средств отмечают именно этот факт, ведь реклама рассказывает о разных аспектах здоровья — человек, видя положительный образ врача, начинает задумываться о здоровье, подсознательно впуская мир медицины в свой, не отторгая его как чужеродный. Почему это важно? У нас же между врачом и пациентом — пропасть: люди работают на износ (особенно, в кризисные времена), не думая о себе, и в итоге или приползают в больницу, либо их привозят в тяжелом состоянии. То есть получается, что отсутствие рекламы отдалит пациента от врача еще больше, и мы проблему не решим. При этом сейчас в законодательстве установлен целый набор специальных правил в отношении рекламы лекарственных средств, чтобы снизить негативное влияние на сознание потребителя, минимизировать вероятность ошибки. Контроль за соблюдением этих требований осуществляют не только антимонопольные органы, но и в первую очередь сами производители, а также ассоциации участников рынка. Поэтому неправильно думать, что потребитель не защищен, его и так со всех сторон «опекают».

Однако означает ли запрет на рекламу, что борьба за потребителя прекратится? Думаю, нет. Борьба станет не конкурентной, прозрачной и контролируемой, а уйдет в тень. В той же Турции были случаи, когда рекламу ЛС пытались разместить в скрытой форме — в книгах, фильмах. Вполне ожидаемо. Выявить такое воздействие на покупателя сложно, а характер такого воздействия может быть уже каким угодно. К сожалению, существует множество техник скрытого продвижения, манипулирующего потребителем.

Очевидно, что телеканалы потеряют огромный поток средств. Многие рекламные бизнесы просто закроют. Фармбизнес — один из самых активных рекламодателей. Выпадение таких доходов — это потерянные места, сворачивание активности, дефицит финансирования телеканалов. Итог очевиден.

Чтобы защищать пациента, нужно и дальше вовлекать общественность в контроль над рекламой, развивать программы медицинской грамотности. В крайнем случае — можно было бы ввести механизм предварительного контроля выпускаемой рекламы.

Я не сторонник этой меры. Я сторонник как раз обратного — я за рекламу всех лекарственных средств, в т.ч. рецептурных.

Вряд ли стоит ограничивать интернет–торговлю лекарствами. Лицензионные требования и условия в отношении оптовой торговли лекарственными средствами и правила торговли, к сожалению, не учитывают реалий сегодняшнего дня.

Можно, например, разрешить дистанционную торговлю частью безрецептурных лекарственных препаратов. Понятно, что психотропные вещества, наркотические никогда не должны распространяться методами дистанционной торговли. Понимаю законодателя: он хочет обезопасить потребителя, но мы знаем, что и в аптеках иногда можно приобрести фальсификат или столкнуться с ним в больнице. Безусловно, необходима дополнительная работа по выработке компенсаторных механизмов, которые устранят риски при дистанционной торговле ЛС.

В угоду удобству не должна быть принесена в жертву безопасность.

Я думаю, такая инициатива, очевидно, не нужна аптекам. Получается, что рынок «размывается», на нем будут работать множество конкурентов, которые смогут обеспечить очень низкую затратную часть и, как следствие, небольшую наценку, потому что у них есть огромные площади и логистика. Конкурентная среда может измениться.

Для простого же потребителя глобальных изменений сразу не произойдет, полагаю. Во–первых, если говорить о Москве, у нас огромное количество аптек в шаговой доступности.

Во–вторых, потребитель инертен, особенно в вопросах здоровья. Если безрецептурный препарат появится на полке в супермаркете, мне кажется, что еще очень не скоро потребитель переключится на непривычный канал продаж. Люди ведь нуждаются в консультациях фармацевта в аптеке, он нам, россиянам, к сожалению, врача иногда заменяет.

Если посмотреть по сторонам, то такая практика — совмещать аптечный OTC–ассортимент с другим — распространена в мире. Если вы зайдете в аптечный магазин в США, вы найдете там ассортимент супермаркета. Это уже вековая практика, но когда фармацевт продает гамбургер — это, согласитесь, совсем другая история.

Как потребитель, я пока не вижу для себя явных благ. Как юрист, полагаю, что такая мера возможна только, если к супермаркетам будут предъявляться как минимум требования надлежащих практик (GPP — к супермаркетам, GDP — к их поставщикам). Уровень требований должен быть не ниже аптечных.

Специализированные
мероприятия