Многое обусловлено коммерциализацией медицины и фармации
Алехин Роман
Руководитель группы компаний "Орто–доктор"
В период благосостояния количество аптек росло безудержными темпами — во многих регионах в радиусе 100 м могло открываться до пяти и более аптек.
При этом многие из них работали уже тогда на грани рентабельности, а открывались и существовали исключительно на маркетинговые выплаты производителей.
Кризис внес в такое положение вещей свои коррективы. Производители ужимают маркетинговые бюджеты, а покупатели не спешат покупать лекарства и реже стали обращаться к врачам. Многие к тому же стали переходить на дешевые дженерики или препараты, при покупке которых не переплачиваешь за бренд. В итоге, аптека теперь интересна не как способ заработка на продажах лекарства, а как создание сети и ее продаже более крупной сети, что сейчас многие региональные сетевые аптеки и делают.
Те, кто не сможет продаться, скорее всего, будут закрываться. Страшно ли это и приведет ли это к дефициту лекарств? Скорее всего, нет. Так как, чтобы закрытие аптек повлияло на доступность, необходимо закрыть, наверное, более половины всех существующих аптек, а может, и больше.
Что касается доступности медицинской помощи, то это разные понятия, и основные причины хоть и вытекают из кризиса, но причина не только в этом — добавляется также все увеличивающееся недоверие к врачам.
Основные причины этого недоверия кроются в так называемой коммерциализации медицины. Врачи зачастую назначают пациентам то, что приносит конкретно им дополнительный доход, а не то, что будет полезнее и дешевле для больного. Сейчас бесплатной медицины становится все меньше, доктора часто назначают дорогие препараты и услуги. Люди, которые не могут себе этого позволить, в итоге не получают качественную медицинскую помощь. Реальные же доходы населения продолжают падать, поэтому позволить себе дорогое лечение может все меньше людей.