Но и сегодня Мария Фомина, декан факультета дополнительного профессионального образования Рязанского государственного медицинского университета, как и ее сотрудники, ежедневно консультирует врачей и провизоров. И в стенах университета, и в социальных сетях.
В чем, на Ваш взгляд, состоят «плюсы» непрерывного образования?
— Основной "плюс" непрерывного медицинского и фармацевтического образования (НМФО) — улучшение качества подготовки специалистов.
Ежегодное повышение квалификации позволяет профессионалам оставаться в курсе всех "свежих" изменений, а образовательным организациям — постоянно совершенствовать свои программы. Кроме того, повышение квалификации в системе НМФО является краткосрочным и использует дистанционные образовательные технологии, что позволяет качественно повышать квалификацию, не отрываясь при этом надолго от производства. Дополнительно, важной и, несомненно, положительной инновацией является официальное участие в новой системе повышения квалификации специалистов профессиональных сообществ, что делает это обучение более "жизненным" и максимально приближает его к потребностям практического здравоохранения.
И еще — по опыту общения со специалистами, вступившими в НМФО, — некоторым дополнительным «плюсом» является элемент соревновательности и возможности следить за формированием своего портфолио. Не секрет, что до этого времени организацией повышения квалификации медицинских и фармацевтических специалистов занимались часто сотрудники отделов кадров, а теперь работник сам выбирает программы и мероприятия, формируя свою образовательную активность. Несомненно, это влечет за собой и конкуренцию образовательных организаций и разрабатываемых ими программ повышения квалификации, что, на мой взгляд, также способствует повышению качества образования.
А в чем заключаются "минусы"?
— "Минус" — приказ, описывающий непосредственно тактику НМФО: необходимое ежегодное количество баллов и их соотношение по разным видам образовательной активности ("Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях"), к сожалению, пока не принят — остается в проекте.
И, разумеется, недостаточна до сих пор информированность: мы видим, что далеко не все образовательные организации и профессиональные сообщества проводят адекватную информационную работу, и не все руководители, сотрудники и медицинских, и фармацевтических организаций осознают важность перехода на новый формат дополнительного профессионального образования.
Как в итоге повлияла на выпускников первая аккредитация?
— Впервые проведенная в 2016 г. первичная аккредитация выпускников специалитета по специальностям "Фармация" и "Стоматология" повлияла, на мой взгляд, положительно. Теперь выпускник допущен к фармацевтической деятельности сразу после специалитета, и большинство, даже среди поступивших в ординатуру, этим успешно воспользовались. Мы видим, что официальная возможность работать по профилю своей деятельности во время обучения в ординатуре не только улучшает материальное положение, но и способствует "осознанному" обучению на этапе подготовки кадров высшей квалификации: человек видит реалии работы по своему направлению, у него возникают вопросы, на которые обучение в ординатуре может дать ответы. Невостребованных свидетельств о первичной аккредитации у нас не осталось, выпускники успешно вступили в НМФО, мы подготовили специальные программы по специальности "Фармация", и провизоры ими активно интересуются.
Расскажите подробнее об обучающих программах.
— Проведение вебинаров, конференций, как и разработка электронных модулей системы НМФО, строго говоря, является работой профессиональных сообществ — в этом одна из основных инноваций данной системы. Вузы при этом должны заниматься реализацией программ повышения квалификации. Однако оказалось, что не все профессиональные сообщества в должной степени готовы к подобной новизне, и мы помогаем своим специалистам и профессиональным сообществам, разрабатывая и выставляя на аккредитацию образовательные мероприятия этого блока (в основном конференции). В этих случаях провайдером мероприятия является университет, сопровайдером — профессиональное сообщество. Как выяснилось, это вполне востребованный формат: о проведенных мероприятиях можно узнать в нашей группе "В Контакте" https://vk.com/likedpo , кроме того, несколько мероприятий сейчас на аккредитации, в т.ч. запланированная на 27 апреля конференция для фармацевтических специалистов.
Кстати, участие профессиональных сообществ укрепило связи вузов с практическим здравоохранением. Сотрудничество оказалось очень полезным и для высшей школы, и для профессиональных ассоциаций — благодаря диалогу образовательный процесс идет очень активно. И заинтересованность специалистов в нем оказалась высока.
Какими программами чаще всего интересуются специалисты?
— В отношении программ сказать пока сложно: только начали, большой статистики нет. Главное, чтобы тема была актуальной, материал — современным, обучение — доступным, и по стоимости, и по наличию возможности хотя бы часть материала изучать с использованием дистанционных образовательных технологий. Но статистика со временем будет набираться.
Как правильно оценивать знания и начислять баллы за мероприятия?
— Опять же, в современной системе образования, в т.ч. ДПО, результаты освоения образовательных программ — не знания, а компетенции. Оценивать их сложнее, чем знания, но существуют достаточно общепринятые технологии: тестирование, симуляционные испытания, ситуационные задачи — выбор их зависит от набора компетенций. Это правильно, мне кажется.
Мы применяем, как и положено в ДПО, аттестационные материалы, соответствующие заложенным разработчиками образовательной программы результатам освоения. В краткосрочных повышениях самый частый вариант — тестирование (оно же, кстати, будет вторым этапом при периодической аккредитации, к которой готовит НМФО). Мероприятие же оценивается баллами по часам образовательной активности, но не более 6 баллов за учебный день — это общепринятая технология.
Как оцениваете организационную сторону непрерывного образования?
— Организационные вопросы НМФО имеют два аспекта: работа портала НМФО (электронные личные кабинеты образовательных организаций и специалистов, рецензирование и размещение образовательных программ) и деятельность образовательных организаций (информационная и организационная работа по внедрению НМФО).
Портал НМФО лично мне очень нравится — действительно хороший программный продукт, созданный неравнодушными людьми. Разумеется, первоначальное освоение требует некоторого времени. Продукт – новый для специалиста, приходится разбираться. Но мы, например, активно помогаем разобраться, и не только через соцсети. Кроме того, те, кому помогли разобраться наши сотрудники, теперь помогают своим коллегам, так что все налаживается постепенно.
И особенно радует отношение разработчиков и поддержка портала: техподдержка работает постоянно и отвечает очень быстро; если возникают систематические замечания по удобству работы — тут же происходят доработки и улучшения. Вообще впервые вижу, чтобы рождающийся программный продукт так стремился учесть все пожелания потребителя и гибко реагировал на замечания. Постоянно выражаем им свою благодарность!
Но все–таки мы отдельно подчеркиваем: специалисту нужно сохранять все, абсолютно все "бумажные" документы о непрерывном образовании. Удостоверения о повышении квалификации, свидетельства и сертификаты от прохождения как очных, так и заочных мероприятий профессиональных сообществ.
А еще желательно периодически распечатывать свое портфолио, отражающееся в личном кабинете.
Ни одна электронная система не застрахована полностью от сбоев и потери информации. Поэтому "бумажный" вариант сведений всегда необходим, на что регулярно обращаем внимание врачей и провизоров.
Кто должен оповещать специалистов о грядущих учебных мероприятиях?
— Этот вопрос касается уже работы вуза: я убеждена, что информирование своих выпускников об изменениях системы ДПО — прямая обязанность образовательной организации.
Помощь уполномоченных органов исполнительной власти, руководителей организаций и профессиональных сообществ, разумеется, всегда принимается с большой благодарностью, но вуз несет ответственность за своих выпускников на этапе ДПО (т.е. всю их профессиональную жизнь ). Мы много времени уделили информированию и продолжаем эту работу с использованием новых средств коммуникации: запущен Telegram–канал, начинает работать YouTube–канал — это работа уже не только руководства вуза и факультета, во внедрении системы участвуют все сотрудники.
Один из нерешенных вопросов непрерывного образования — финансовый…
— Да, финансовое обеспечение НМФО — отдельный аспект. Несмотря на то, что программы НМФО оказались дополнительной нагрузкой на образовательные организации (традиционное повышение квалификации сохранилось и будет продолжаться до конца 2020 г.), наш вуз нашел возможность выделить некоторое количество бюджетных мест на программы НМФО в рамках госзадания на повышение квалификации.
Разумеется, ни одна организация в течение переходного периода 2016–2020 гг. не сможет удовлетворить ежегодно возрастающую потребность в бюджетных местах на такие программы.
Поэтому мы активно помогаем своим обучаемым воспользоваться новой возможностью финансирования: средства нормированного страхового запаса ТФОМС (это возможно только для сотрудников организаций, работающих в системе ОМС, тем не менее у нас уже были и фармацевтические специалисты, обученные с финансированием из НСЗ ТФОМС). Для этого мы разрабатываем и размещаем на портале особые программы в соответствии с требованиями приказа Минздрава России №575н: в их реализации должна применяться хотя бы одна из инновационных образовательных технологий: стажировки, симуляционное обучение, дистанционные образовательные технологии и электронное обучение, сетевая форма реализации.
Такие учебные программы позволяют использовать средства территориальных фондов ОМС как дополнительный источник финансирования обучения по программам повышения квалификации, существенно уменьшая затраты специалистов и организаций при вступлении в непрерывное образование.