Главная // Тема

На аптеки так или иначе возложена социальная миссия

"Аптечный" законопроект Госдумы обратил внимание на одну из "наболевших" проблем фармацевтической деятельности.

Шульга Ярослав
Основатель консалтинговой компании Shulga Consulting Group

Дефектура лекарственных препаратов плюс нулевая рентабельность аптеки плюс особенности конкуренции в аптечном сегменте (а порой и выходящей за его пределы) — все это во многом взаимосвязано. Но лучше разделить сложившуюся проблемную ситуацию на отдельные вопросы: ведь каждый вопрос из названной группы требует очень длительного и обстоятельного разговора.

Итак, если мы говорим сегодня о действующем законодательстве, о месте и роли регуляторов в аптечной отрасли, то, наверное, я мог бы перечислить все те меры, которые помогли бы исключить дефектуру, - говорю именно о той дефектуре, которая является "регуляторно рукотворной". Начнем хотя бы с той ситуации, когда несколько лет назад при реализации ограничения "наценки сверху" законодательно экспертами предсказывались и дефектура, и постепенное "вымывание" отдельных позиций из аптечного ассортимента, и отказ от производства таковых со стороны производителей. Еще раз подчеркну, ситуация была спрогнозирована и предсказана целой группой экспертов.

Относительно же ограничений маркетинговых контрактов… Хочу быть объективным: безусловно, таковые должны быть в правовом поле, безусловно, таковые должны регулироваться… Но что мы в действительности получим "на выходе"? Это действительно будет компромиссное и устраивающее всех решение? Или "гайки будут закручены" так, что кто-то будет вынужден закрыться?

А с размером аптечных сетей? Это действительно будет здравая антимонопольная мера? Или мера, которая "загонит" игроков аптечного рынка в серую зону и заставит использовать "серые" схемы?

И следующий вопрос — рентабельность аптечного бизнеса - как таковая остается крайне низкой, хотя посетители-пациенты, далекие от медицинских и фармацевтических профессий, уверены в сверхприбылях. Но сейчас мы не об обывателях, а о реальности. На аптеки так или иначе возложена социальная миссия. И государство спрашивает с них эту социальную миссию. Хотя бы путем ограничения наценки на сотни препаратов из списка ЖНВЛП.

Давайте вспомним, кто вместе с медиками был на первом "рубеже обороны" этой весной. И куда первым делом приходят все пациенты с ОРВИ (а также другими проявлениями плохого самочувствия)? Все ясно, ситуация предельно проста: аптеки — это учреждения с социальной миссией. Если же это учреждения с социальной миссией — у них должны быть налоговые льготы.

А теперь к вопросу, что делать? Ответ тоже очень прост. Дело вовсе не в том, чтобы я или кто–либо другой перечислил пути решений и порекомендовал, "как надо". Дело в том, что при создании, при разработке, при реализации новых законодательных инициатив — те, кто это делает, к сожалению, не очень хорошо слышат голос аптечного сообщества. У нас не то что нет "аптечного лобби" в законодательных кабинетах, у нас даже диалог регулятора с аптечным сектором выстроен не на том уровне, на каком это необходимо. Увы.

Алтайская Екатерина
Cпецмероприятия
X