Начинать нужно с восстановления престижа профессии
Шульга Ярослав
Руководитель консалтинговой компании Shulga Consulting Group
Мы оказались в абсолютно новых и абсолютно не знакомых ни простым гражданам, ни руководству страны политических, социальных и прочих реалиях. И далеко не все институты власти, далеко не все отрасли, проекты и направления оказались легко интегрируемы и быстро адаптируемы под указанные выше реалии после десятилетий плановой экономики.
А с медициной и фармацией все оказалось на порядок сложнее и печальнее, чем во многих иных сферах. И последствия, включая кадровые, организационные проблемы, как ни странно, во многом базируются на событиях в т.ч. 25–летней давности. Давайте будем откровенны — за последние четверть века в России не слишком много уделяется внимания программам по культивированию престижа и социального признания медицинских и фармацевтических работников.
Пользуясь случаем, хочу акцентировать внимание на том, что у нас полностью отсутствует даже минимальная программа по популяризации профессии фармработника. Сколько вы с ходу назовете фильмов о самоотверженном труде фармработников в годы Великой Отечественной войны? И если с медиками ситуация еще, как говорится, "полбеды", то кто для общества сотрудник аптеки? Продавец, "наживающийся на больных и несчастных"! И молодые специалисты, особенно со средним профессиональным образованием, не горят желанием во все это погружаться, изыскивая иные возможности профессионального трудоустройства.
Более того: в "девяностые" и в "нулевые" наблюдалось, на мой взгляд, реально страшное явление — во–первых, по своей сути, а, во–вторых, по своему масштабу! Люди, отучившиеся в медицинских университетах, окончившие клиническую ординатуру, а нередко еще и защитившие кандидатскую диссертацию, стройными колоннами уходили из практической медицины и из реальной науки в фармацевтические компании на позиции медицинских представителей, — по сути, меняя медицину на торговлю. Указанное явление носило массовый характер, и "вымывались" очень достойные, молодые и перспективные кадры. Подобная ситуация по определению не могла "закончиться" хорошо. Последствия мы сегодня пожинаем, и, кстати, еще продолжим пожинать.
Обратите внимание еще на один интересный факт. Многие и многие годы основной проблемой медицинской и фармацевтической отрасли декларировалось хроническое недофинансирование. На фоне хронического недостаточного финансирования все остальные проблемы даже как–то и упоминались вскользь и постольку–поскольку. А позже мы получили "холодный душ в виде томографов". Здесь я имею в виду то, что закупленное и поставленное дорогостоящее оборудование в значительном количестве лечебно-профилактических учреждениях местный персонал даже не смог включить — не говоря уже об эффективной работе на подобном оборудовании. И мы в очередной раз получили возможность убедиться в истине — "кадры решают". А приведенный пример вскрыл не количественный аспект, а самый что ни на есть качественный.
Тотальная проблема заключается в том, что российские государственные образовательные учреждения отличаются весьма неплохим уровнем теоретической подготовки, но абсолютно проигрывают с точки зрения формирования практических навыков и адаптированности выпускников под нужды реальных производственных площадок, под нужды реальных лечебно-профилактических учреждений и под нужды аптечных сетей.
Да, в последнее время руководство ряда образовательных учреждений реализует программы по взаимодействию, к примеру, с современными производственными площадками на очень глубоком уровне, вплоть до подготовки молодых специалистов под индивидуальные потребности конкретного предприятия, есть и иные весьма перспективные программы сблизиться с суровой реальностью. Тем не менее, если вести диалог об общей ситуации, то все–таки сегодня и подготовка медицинских кадров, и особенно подготовка специалистов для фармацевтической отрасли существует в некой параллельной реальности и оторванности от истинных нужд "реального сектора". Производственные площадки, аптечная розница, лечебно–профилактические учреждения сегодня, по сути, вынуждены "доводить до ума" вчерашних выпускников, и это не "тонкая шлифовка", а порою даже и "не переучивание", а обучение с нуля отдельным знаниям и навыкам.
Что можно предпринять в сложившихся условиях и как необходимо решать кадровую проблему? Это очень масштабный и сложный вопрос, предполагающий очень много практических действий, описать и изложить которые в рамках настоящей статьи попросту невозможно. У нашего государства есть опыт восстановления масштабных проектов буквально из пепла. Вооруженные Силы буквально вчера пребывали в плачевном состоянии, а служба в них в глазах общества была равнозначна тяжкому наказанию. Сегодня — все иначе. Проведенная реформа и решение кадровой проблемы в кратчайшие сроки однозначно впечатляют. Медицина и фармацевтика, в т.ч. с точки зрения кадровой составляющей, нуждаются в чем–то подобном.
В рамках настоящей публикации я не буду акцентировать внимание на финансировании, на усилении качественной подготовки специалистов, на необходимости соответствия уровня специалистов реальным запросам и потребностям отрасли — все это упомянут и без меня. На мой взгляд, первое, с чего стоит начать решать кадровую проблему в медицине и фармацевтике — это восстановление престижа профессии. Это и в какой-то степени и информационная программа, и социальные гарантии и многое, многое иное.