Главная // Тема

Надо думать не только о сегодняшнем дне

Как можно оценить высказывание директора НИФИ при Минфине Владимира Назарова о том, что ресурсов на лекарственное возмещение не будет вплоть до 2024 г.?

Хабриев Рамил
Академик РАН, научный руководитель НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко

Конечно, если при распланированных средствах на здравоохранение мы сегодня объявим: "Со второй половины 2019 года вводим лекарственное возмещение, причем с широким охватом", — запустить проект будет нереально. На мой взгляд, старт таких программ должен быть достаточно продолжительным по времени. Но не более двух лет — иначе повторится то, что происходит годами…

Самое главное, чтобы была поставлена задача и об этой задаче сообщили на самом высоком уровне. Старт лекарственного возмещения начинается с заявления: руководство страны считает целесообразным организовать такую программу. Все надо объявить заранее. Только после этого можно готовить инфраструктуру, специалистов, финансовую базу.

Программа, которая сделает лекарственные средства доступными для населения, имеет и экономический эффект, при условии, что она хорошо реализована. Это и снижение затрат в секторе стационарной помощи — за счет правильной и более эффективной организации амбулаторного звена. И снижение заболеваемости и смертности.

Стоит ли отказываться от такой возможности только из–за того, что кто–то посчитал, что в "кубышке" чего–то не хватает? Одни эксперты считают, что денег нет, другие — что денег полно. Наверное, не тем людям, которые высказываются сегодня "об отсутствии ресурсов до 2024 года", определять, сколько у нас средств и куда их целесообразно тратить. Это не тот уровень, который должен заявить: доступность лекарства для населения важна.

И не стоит делать заявлений в отношении "достаточности" или "недостаточности", надо говорить о том, как эти средства эффективно использовать.

Абсолютно убежден: лекарственное возмещение необходимо. А подготовка программы должна быть комплексной: информационная поддержка, участие всех заинтересованных сторон, разработка необходимых нормативных актов, обучение участников проекта, контроль. Стоит изучить и зарубежный опыт — опыт коллег, которые давно реализуют подобные проекты.

Но, в первую очередь, необходимо четкое понимание:

  • какие объемы возмещаются государством за приобретение лекарственных средств при их назначении в амбулаторных условиях?
  • кому они возмещаются, гражданину или аптеке?

Ответы на вопросы помогут создать инфраструктуру, которая позволит выстроить прозрачную программу лекарственного возмещения. Когда говорю об инфраструктуре — имею в виду и готовность всей товаропроводящей системы. Чтобы на новые рабочие алгоритмы легко могли переключиться и аптека, и дистрибутор, и фармпроизводитель.

Во-вторых, обязательно решить вопросы, связанные с рациональным назначением препаратов. Должны быть четко рассмотрены сами списки, на которые программа лекарственного возмещения будет распространяться. Есть опыт составления как позитивных, так и отрицательных перечней лекарственных средств. Если же "все медикаменты всем пациентам", то никаких наших денег на это может не хватить. И не только это!

Задача ведь не в том, чтобы в разы (и как можно скорее) увеличить реализацию фармпрепаратов. Есть "подводные камни", прямо касающиеся безопасности пациента. Например, если серьезно взяться за лекарственное возмещение для детей — надо выполнять те обещания, которые даны в отношении доступности педиатрических лекарственных форм. А не так, чтобы родители продолжали ломать голову: как эту таблетку или капсулу разделить на столько-то частей, чтобы соблюсти для ребенка нетоксичную дозу?

Если же "свобода выписки рецепта" будет в отношении пожилых людей, то при той полипрагмазии, которая сегодня существует... Мы с коллегами это проходили. В 2005–2006 гг., когда запускали программу льготного лекобеспечения. Тогда пожилым мужчинам умудрялись выписывать препараты, которые применяются... в гинекологии. Почему? Потому что те, кто имел право на льготы, брали препараты на всю семью.

Вопросов много, но они хорошо знакомы специалистам. И если будет политическая воля — организовать систему лекарственного возмещения окажется не так сложно.

Только не стоит "закрывать глаза" на ту неразбериху в льготном лекарственном обеспечении, которая определена действием разного уровня нормативных документов. Гарантии наличия препаратов, гарантии своевременного отпуска их пациенту — без этого ни одна, даже самая совершенная схема возмещения не жизнеспособна.

А сегодня в некоторых областях 90% пациентов вышли из программы льготного обеспечения. Люди "проголосовали ногами" и взяли деньги. Теперь они не получают набор социальных услуг, который им необходим. Это тоже одна из задач, которую нужно решать лекарственному возмещению. Если готовиться к нему, надо четко систематизировать действующие льготы, серьезно изучить их и, уж конечно, ни в коем случае не монетизировать. Считаю, что одна из ошибок, допущенных на старте программы ОНЛС, — то, что финансовый блок сдался и сказал: "Давайте разрешим монетизацию". Ну монетизировали, ну проедят эти деньги, а как быть с лечением?

Сколько времени уже прошло, но до сих пор есть проблемы с лекарственным обеспечением этих пациентов.

В середине 2000-х программа лекарственного обеспечения началась, подготовленная, можно сказать, на коленке, — сегодня сказали, завтра стартовали. Но с учетом этого опыта, с учетом того, что сегодня совершенно на другом уровне можно организовать логистику и обеспечить контроль всей системы — от назначения лекарственных средств до их применения — ошибки можно исправить. Мы живем в другом времени и другой инфраструктуре. Но тем не менее надо всерьез взять время на подготовку.

Да, запуск лекарственного возмещения потребует серьезных вложений. Но надо думать не только о сегодняшнем дне. Надо думать, прежде всего, о жизни людей, об их здоровье. Это самое главное.

А потом уже рассуждать о том, какими ресурсами программу обеспечить, и как это сделать наиболее рационально. Ведь есть опыт, и зарубежный, и отечественный. Пусть наш опыт с льготным обеспечением во многом негативен, но он тоже во многом ценен. Он поможет не повторять ошибок — пусть еще не все они учтены сегодня.

"Кусками", сегментами эту программу делать бессмысленно. Ее надо создавать в пределах страны, четко дифференцировав этапы запуска. Пилотные проекты? Они затянулись с 2015 г., так и не стартовав по–нормальному. Значит, надо понять почему.

Лекарственное возмещение — программа очень серьезная и многокомпонентная, а обсуждение вопроса "Какие лекарства попадут в программу возмещения и какая категория населения получает такой–то уровень компенсации" — дело тридцать второе.

Алтайская Екатерина
Cпецмероприятия
X