Нашему здравоохранению нужны принципиальные изменения
Власов Василий Викторович
Президент Общества специалистов доказательной медицины, д.м.н., проф.
Не получается потому, что само ведомство не может подвергать сомнению свои нынешние действия. Все «стратегии» превращаются в описание плана работы на ближайшие годы.
Что касается данной Стратегии, разработанной Минздравом России, самая лучшая характеристика для нее — она не лишена смысла. Но говорить серьезно тут не о чем. Эта никакая не Стратегия, а тот же план работы. Все описывается в терминах "сегодня все хорошо, а завтра будет еще лучше", "спасибо нам, что мы работаем". В документе не написано ничего нового, а только то, что уже делается сегодня. Хотя ясно, что в нашем здравоохранении нужно некоторые вещи принципиально менять.
В Стратегии кроются умолчания и таятся мины под будущее здравоохранения.
Поскольку предоставление платных услуг в государственных учреждениях, продвигаемое Минздравом, узаконено, но противоречит Конституции, да и узаконено было потому, что долгая игра на основе постановления Правительства РФ стала неприличной, Минздрав предлагает развивать "дополнительное медицинское страхование". Это все уже проходили 20 лет назад: попавший в больницу с травмой платил за лечение, но это оформлялось как договор страхования.
"С 2016 года планируется переход на аккредитацию всех врачей и медицинских сестер на основе разработанных профессиональных стандартов, критериев аккредитации, учитывающих современные клинические рекомендации (протоколы лечения)". Это не стратегия. Это очередное объявление о намерениях, уже 2 года как закрепленных законодательно. "Развитие института представителей страховых медицинских организаций и наличие их в каждой медицинской организации, осуществляющей деятельность в сфере обязательного медицинского страхования". Так и представляются десятки кабинетов, выделенных благородным деятелям медстрахования в наших больницах и поликлиниках, а в них приятные дамы.
То, что в документе, наконец, вслед за нашими, замечу, предложениями, стали использовать выражение «обеспечение лекарственными препаратами», не означает, что мы готовы согласиться со Стратегией. Текст этот не предусматривает бесплатного обеспечения граждан лекарствами при амбулаторном обеспечении. Даже как стратегическую цель.
Это позор и окончательное доказательство неспособности Минздрава к стратегическому видению.
Самый вменяемый стратегический документ, на мой взгляд, подготовленный в последние годы, — "Основные положения стратегии охраны здоровья". Он был разработан Комитетом гражданских инициатив Фонда А. Кудрина. Этот документ тоже не идеален. Главное отличие его — стратегия охраны здоровья не может быть стратегией развития больниц. Охрана здоровья зависит от многих причин. И не от больниц, а от состояния окружающей среды, образования и др.
Мое впечатление, что Стратегия — это некая отписка Минздрава.