04.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024 18+
04.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024
// Тема номера

Не должно быть понятия "отсроченный рецепт"

Давайте вспомним, с чего началась история с лекарственным обеспечением, которая привела к сегодняшним реалиям: в 2005 г. был принят закон о монетизации льгот. 

Елыкомов Валерий
Депутат Государственной Думы ФС РФ, член Комитета по охране здоровья

Ожидалось, что люди выберут систему обеспечения, но… 85% "льготников" отдали предпочтение деньгам. Принцип "один платит за другого", как это происходит в страховой системе, не сработал. В итоге пациенты, лекарства которых стоят существенно дороже предложенных взамен сумм, остались в системе, а те, у кого лекарства дешевле, из нее вышли.

Тогда было принято решение поделить лекарственное обеспечение на две части. Более дорогостоящую, в которую входят 7 затратных нозологий (муковисцидоз, гемофилия, болезнь Гоше и т.д.) взяли на федеральный уровень. Эти пациенты получают лекарства за счет госбюджета.

Вторую часть пациентов должны обеспечить лекарствами регионы. Но получился юридический казус. Те, кто отказался от федеральной льготы и предпочел получать финансовую помощь, затем требуют обеспечения лекарствами на региональном уровне. Отказать нельзя — человек болен. В отдельных территориях появились региональные законопроекты, в соответствии с которым пациент, отказавшийся от федеральной льготы, не может претендовать на региональную. Как это сработает — посмотрим.

Что касается инициативы Елены Максимкиной, она правильная. Однако для качественной ее работы необходимо предусмотреть систему производства отечественных лекарственных препаратов в размере 80–90% от всего объема. Это принципиальный вопрос, т.к. известны случаи, когда фирмы-поставщики зарубежных лекарственных средств бойкотируют наши закупки. В этом есть элемент давления на Россию международного недружественного капитала фармпромышленности. Поэтому меня как депутата Госдумы радует, что в России уже начались вложения в эту сферу. Подъем составил более 7%.

Второй и не менее важный момент: нужна защита от фальсификата. Мы приняли закон о маркировке, однако он пока пробуксовывает: нет достаточно надежной техники, которая могла бы одинаково качественно наносить маркировку на коробки, картриджи и другие упаковки лекарственных средств. Ведь качественное лекарственное обеспечение должно быть увязано с контролем. В противном случае ничего работать не будет. Маркировка — инструмент этого контроля.

Кроме того, необходимы регистры пациентов, "прошитые" федеральными ключами. В этом случае специалист, имеющий такой ключ, может войти и отследить всю цепочку от назначения до выдачи пациенту льготного лекарства и использования его в лечебном учреждении, в котором он лечится амбулаторно или стационарно.

И еще — не должно быть понятия "отсроченный рецепт". Мы видим, что сегодняшняя система госзаказа буксует: площадка не работает, торги не состоялись. Вроде и претензий ни к кому нет, а конкретному пациенту помочь не можем. Значит, должны быть запасы, к примеру, на региональных складах, которые не участвуют в торгах.

Можно ли создать систему обязательного лекарственного обеспечения, не вернув аптеку в систему здравоохранения? Можно. Ведь аптеки вывели из центральных районных больниц именно потому, что больницы не могут выступать в роли коммерческих структур. Если же аптека будет выдавать только жизненно важные лекарственные средства, то у нее не будет возможности получения прибыли. Но кто тогда будет менять кассовые аппараты, системы маркировки и другую аппаратуру — если мы говорим о том, что в ближайшем будущем аптеки останутся только в частном варианте?

За государственный счет мы это выполнить не сможем, т.е. должны будем заставить делать это владельцев аптек за счет собственных средств. А это означает, что мы должны дать им возможность торговать разными лекарствами, чтобы они, в свою очередь, часть полученной прибыли могли вкладывать в развитие самой системы.

Что касается жесткого перечня лекарственных препаратов: способ обеспечения ими апробирован в малых селах, когда ЦРБ дает возможность фельдшеру ФАП заниматься такой деятельностью и выдает ему препараты, предназначенные конкретному пациенту в его селе. При этом торговать лекарствами он не имеет права. Поэтому возвращать аптеки в систему здравоохранения неправильно, однако необходимость их работы в тесной связке с медициной очевидна.

Специализированные
мероприятия
   
АПТЕКА 2024
   
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Основным каналом реализации остаются традиционные аптеки
 Мнение специалиста

Все современные возможности, которые упрощают доступ пациентов к лекарствам, ускоряют получение препаратов и повышают удобство заказа, перспективны. Это естественное развитие каналов продаж и сегмента электронной коммерции.

Интернет-сервисы поддерживают узнаваемость препаратов
 Мнение специалиста

Лубов Денис

Директор по маркетингу и рекламе Renewal («ПФК Обновление»)

Все участники e-com должны быть под полноценным контролем
 Мнение специалиста

Шапиро Евгения

Генеральный директор ООО «ПСК Фарма»

К вопросу об онлайн-покупке рецептурных препаратов
 Мнение специалиста

Маслов Георгий

Юрист практики фармацевтики, медицины и биотехнологий Nextons

Одна из серьезных проблем маркетплейсов - бесконтрольность
 Мнение специалиста

Иванова Настасья

Директор ООО «Интер-С Групп»

Специализированные
мероприятия
   
АПТЕКА 2024