Не надо "переводить стрелки" на фармслужбу
О сложившемся негативном отношении общества к аптекам, подогретом массовыми СМИ, рассуждают руководители аптек - членов ААУ «СоюзФарма», отвечая на вопросы МА. Круглый стол на страницах газеты «Московские аптеки» (апрель 2010).
Аптека как учреждение и хозяйствующий субъект отражает характерные черты того времени, в котором она существует. Это касается и статуса аптечного предприятия, и выстраивания производственных взаимоотношений с другими участниками фармацевтической отрасли, и коммуникаций с покупателями. И так случилось, что кадровые сотрудники многих современных аптек застали дорыночный период, когда аптека относилась к медицинским учреждениям в системе здравоохранения.
«Наша профессия и статус фармацевтического работника в глазах общества был признаком профессионализма, честности, верного служения долгу помочь людям», – отмечает генеральный директор ООО «Аптекаръ» (г. Пугачев, Саратовская обл.) Г.П. Щелчкова
О том, что привело многих в эту профессию говорит директор ООО «Квантум-Сатис» из Краснодара В.И. Евсеева: «Мы все выбрали эту специальность: белый халат, чистота, аккуратность, желание помочь людям в беде, ответственность за свои рекомендации, постоянное совершенствование своих знаний».
«Спросите мнение самих сотрудников с большим стажем, как, и в каких аптеках они работали 20-30 лет назад», - делится своим мнением директор ИП из г. Ставрополя В.В. Орехова. «Тотальный дефицит самых простых медикаментов: аллохола, но-шпы, баралгина, цитрамона! А церебролизин и облепиховое масло – только власть предержащим. В то время аптечные работники сами вручную выгружали мешки с травами и тюки ваты по 50 кг, чтобы потом это расфасовать вручную по 100-200 гр. для покупателя».
Эту мысль продолжает Г.П. Щелчкова: «Но мы не ушли из профессии на рынки в период становления рыночной экономики, не деградировали как личности, а приняли новые веяния в стране, и остались верными наказу своих учителей: служить и помогать людям в беде и болезнях. Нас учили на совесть, а не за деньги, профессионально и этически исполнять свой служебный долг, сравнимый с долгом перед Родиной».
Сейчас аптеки – это сложный многофункциональный организм, куда люди идут не только за лекарствами, но и за средствами для здоровья и профилактики, лечебной косметикой и детским питанием, и др. К аптекам, пожалуй, одним из немногих учреждений, у населения долго сохранялся кредит доверия.
Но с прошлого года отношение к аптеке и фармработнику резко меняет свою полярность в нашем обществе с плюса на минус «благодаря» резкой критике и не всегда обоснованным обвинениям всех вышестоящих органов.
«Так, после информации о завышении торговых наценок в Ставропольском крае, – рассказывает В.В. Орехова, – люди буквально готовы были растерзать первостольников за нечестность, крохоборство и т.д. « Обираете нас, нищих…» – плакали старушки. Звонки с обвинениями, крики буквально доводили работников аптек до нервного срыва. А разве в том, что пенсионерам не хватает средств на лечение, виноваты аптекари?»
Наболевшим делится Г.П. Щелчкова: « Мы попали «на язык» средствам массовой информации, правительству, президенту, депутатам, которые принялись «популяризировать» нашу аптечную профессию. Вот лучшие наградные слова: аптечные сети «оборзели», «колбасят» на местах, в общем, все беды тощего кошелька населения от фармацевтов-разорителей. Если нужно реформировать нашу отрасль, давайте это делать, но разумно, оттачивая все ее составляющие со знанием дела. А взамен прилюдно, перед всей страной профессионалам устроили унизительную «аптечную порку». Как же потом, после 1 апреля, людям идти в аптеки и просить о помощи для себя, своих близких, родных, если не верить, что наша работа принесет избавление от боли, страданий; какое же лечение пойдет впрок. Люди, что мы делаем»?
Каковы причины такого отношения: внутренние (в самих аптеках) и внешние?
Самая главная причина состоит в том, что перестройка и экономические преобразования в стране определили новую тенденцию аптечного дела: аптеки, становясь на путь самостоятельного хозяйственного развития, вынуждены были искать баланс между сохранением своей традиционной социальной функции и поддержанием рентабельности, как торговой организации. И не всегда чаши весов уравновешивались.
Определенную негативную роль в этот процесс внес устойчивый тезис о прибыльности аптечного бизнеса. В результате, в фармацевтическую отрасль и в аптеки стали вливаться управленцы без фармацевтического образования (конечно же, при соблюдении нормативных требований о том, что руководителем аптеки оставался провизор с высшим образованием). В городах стала стремительно увеличиваться численность аптек, возникла нехватка профессиональных кадров.
Увлечение коммерциализацией вредит социальному имиджу аптеки. И, как говорит генеральный директор ООО «Аптека «Венера» (г. Москва) Е.В. Гаврилова, «отдельные фармацевтические работники поддались на экономические манипуляции, стали проводниками многочисленных сбытовых акций. И тогда зачастую, вместо грамотной консультации и индивидуальной работы с посетителем, они думают только о возможных личных финансовых выгодах. Этого никогда не могут позволить себе настоящие аптечные специалисты, преданные миссии и предназначению своей профессии».
Среди объективных причин, которые негативно отражаются на восприятии аптек чиновниками и населением, – ценовые перепады. Но, как отмечает заместитель директора ГУП «Фармация» Минздравсоцразвития Чувашской Республики Л.В. Таныгина, «объективно, в силу инфляции и роста курса валют происходит закономерное удорожание лекарств в аптеке». В самом деле, цены растут не только в аптеках.
Тему развивает директор ООО «Наша аптека» (г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл) Н.А. Глухова: «Потребителю упорно навязывается образ аптеки как предприятия, реализующего недоброкачественные и фальсифицированные лекарственные средства, и работающего исключительно для получения прибыли. Образ аптеки как медицинского учреждения социальной направленности постепенно стирается. Кроме того, в связи с введением государственной регистрации цен на лекарственные препараты, входящие в перечень ЖНВЛС, и запретом реализации препаратов, не прошедших регистрацию, в аптеках возникают отказы, что также вызывает недовольство покупателей».
Продолжая эту тему, директор ООО «Квантум-Сатис» (г. Краснодар) В.И. Евсеева уточняет: «Порой очень трудно объяснить покупателю, почему сегодня одна цена, завтра она уже другая, и зачастую выше. Да, были приняты новые нормативные документы по ценообразованию, но на колебание цен это не повлияло, и проводимая СМИ «разъяснительная» политика только ухудшила ситуацию. Народ ожидал резкого падения цен, но этого не произошло. Взамен мы получили перебои с поставками лекарств, где-то незначительный рост цены, где-то незначительное падение. И в этом опять винят нас, мы якобы не соблюдаем законодательство. Но как простому потребителю объяснить систему ценообразования, если и профессионалы зачастую в тупике в этой сложной комбинации: реестровая цена, цена завода, оптовая цена, розничная цена, НДС, курс валюты».
Но, объективности ради, надо сказать о том, что и сами аптеки идут на нарушения, например, «наболевшая» проблема с рецептурным отпуском. Однако это ведь не единичный, частный вопрос, а недоработки всей системы лекарственного обеспечения, включая медицинские учреждения и врачебное сообщество. Бывают редкие, циничные случаи отпуска сильнодействующих препаратов, но такие «горе-аптекари», осуждаются, в первую очередь, именно профессиональным сообществом.
Нельзя не отрицать и внутренние проблемы, которые также сказываются на имидже аптеки - это кадровый состав, образование, культура, коммуникационные навыки персонала. Руководители аптек знают свои «болевые точки», но посмотрим на них извне, глазами покупателей. Провизор – это лицо аптечного учреждения. От его работы зависят не только продажи лекарственных препаратов, но и то, какое впечатление останется у посетителя и придет ли он еще раз в эту аптеку? К сожалению, есть тенденция смещения роли провизора в сторону «продавца».
Что необходимо сделать, чтобы изменить сложившийся негативный имидж фармработника?
Заместитель директора ГУП «Фармация» Минздравсоцразвития Чувашской Республики Л.В. Таныгина: «Необходимо, чтобы аптеки открыто высказали свое мнение и свои проблемы на страницах прессы или в прямом диалоге с представителями государственных органов».
Директор ООО «Наша аптека» (г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл) Н.А. Глухова считает, что вопросы лекарственного обеспечения надо рассматривать системно, по всей цепочке, от производителя до аптеки, обязательно включая сюда и медицинских представителей, и врачей. Таким же образом должна быть выстроена и система контроля.
Директор ООО «Квантум-Сатис» (г. Краснодар) В.И. Евсеева делится своими мнением: «На сегодняшний день самим аптекам приходится очень сложно. У нас просто не хватает времени - весь персонал занят переходом на новую систему ценообразования. Но, несмотря на это, прежде всего, надо, чтобы коллектив аптеки не падал духом, не должно быть замалчиваний, все сотрудники должны быть в курсе происходящих изменений. Полезно постоянно вести разъяснительную работу среди покупателей: размещать информацию на стендах, в листовках, беседовать с клиентами и не оставлять без внимания жалобы».
Генеральный директор ООО «Аптекаръ» (г. Пугачев, Саратовская обл.) Г.П. Щелчкова считает: « Для того чтобы не формировать у населения негативный имидж медицинского и фармацевтического работника, а решать проблемы профессионально, без негативного общественного резонанса, хотелось бы видеть грамотное руководство внутри нашего министерства, разработанные четкие нормативно-технические документы и надзорный контроль за их исполнением».
ИП В.В. Орехова (г. Ставрополь) уверена: «Чтобы изменить негативный имидж фармацевтического работника, нашей власти надо перестать «переводить стрелки» за всю несостоятельность социальных программ на работников фармацевтической службы».
Какую роль в поддержании имиджа фармработника могут играть профессиональные организации?
Л.В. Таныгина: «Общественные профессиональные организации должны сыграть роль проводника в установлении диалога между государством и аптеками».
В.И. Евсеева: «Я вижу роль профессиональных организаций в создании диалога между нами и властью, СМИ, в более полном и объективном освещении в прессе сложившейся ситуации, в создании площадки для обмена опытом между фармацевтическими организациями.
Хочется верить, что с мнением аптечных работников станут считаться в министерствах, правительстве, обществе, и возможно, когда-нибудь мы увидим фармацевтов в числе лучших медицинских работников страны и госпожа Голикова от имени общества пожмет им руки с благодарственными словами.
В.В. Орехова (г. Ставрополь): «Профессиональные организации должны взять на себя роль рьяных защитников чести и достоинства работников фармацевтического звена. И не только в специализированных изданиях, но и на страницах всех общественных изданий регулярно и честно отстаивать наше право на уважение».
Материал подготовила
Нина РИВЕС, руководитель пресс-службы ААУ «СоюзФарма»