Леонид Михайлович, как Вы относитесь к тому, что реклама БАД теперь должна сопровождаться предупреждением о том, что они не являются ЛС?
— Я считаю, что как раз отсутствие такого предупреждения и является нарушением во всех смыслах. БАД действительно не является лекарственным средством, их оборот регулируется Федеральным законом №29–ФЗ «О качестве и безопасности пищевой продукции» и техническими регламентами Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки».
Ошибочное мнение, которое сложилось у некоторых регуляторов и пользователей о том, что БАД имеет отношение к лекарствам, неправильно. Поэтому данная информация должна предоставляться для того, чтобы никого не вводить в заблуждение.
По результатам опросов ВЦИОМ, более 70% населения знают о том, что такое БАД, причем 60% населения знают, что они не являются лекарственным средством. Но 5% респондентов имеют ошибочное мнение относительно БАД. Согласитесь, 5% для населения нашей огромной территории страны — это много; это больные, которые заблуждаются, а значит, могут приобретать и использовать БАД не по назначению, поддаваться на уговоры мошенников, которые занимаются недобросовестным распространением продукции, особенно через Интернет. Поэтому одна из главных задач нашей организации — бороться с такими проявлениями, распространять информацию о том, что БАД должны использоваться только как необходимая и очень важная добавка к пище, восполняющая дефицит биологически активных веществ в организме человека, способствующая оздоровлению и поддержанию его нормального состояния, а также в комплексе мероприятий при восстановлении после различных заболеваний.
То есть Вы полностью поддерживаете поправки в законодательство?
— Конечно, введена ответственность за недобросовестную рекламу, и наше партнерство полностью поддерживает внесение в закон поправок. Конечно, время, отведенное в рекламе для информации о том, что БАД не является лекарственным средством, ложится дополнительным бременем на плечи производителя. Тем не менее, они готовы оплачивать его, т.к. добросовестные и социально ориентированные производители заинтересованы в том, чтобы потребитель правильно воспринимал информацию и грамотно использовал их продукцию. Например, к продукции, распространяемой в США в качестве БАД, с контролирующими и регулирующими органами согласовываются требования к тому, что можно писать в рекламе и на упаковке. Если продукция не прошла апробацию в соответствующем органе (например, FDA), на упаковке обязательно размещается информация об этом. Более того, на упаковке нет обозначения, что продукция не является лекарственным средством, но обязательно ставится отметка, что применение данного продукта не влечет за собой избавления от заболевания. Данные требования соответствуют тем, которые сегодня предъявляются к нашей продукции, за исключением пункта о том, что реклама должна занимать не менее 10% рекламной площади. В США такие продукты не относятся к опасным, но на упаковке обязательно должно быть написано: «Перед употреблением проконсультироваться со специалистом по здоровью». Хочу отметить, что в странах, где употребление БАД широкими слоями населения поставлено на постоянную основу, фиксируется очень высокий показатель продолжительности жизни.
Поддерживаете ли Вы поправку, согласно которой и рекламораспространители должны нести ответственность за рекламу наряду с рекламодателем?
Реклама, безусловно, является двигателем торговли, но если производитель добросовестный, соблюдающий все требования, у него не возникнет никаких проблем с законом. В свою очередь, неправильно, если в погоне за легкой прибылью рекламораспространитель не будет обращать внимания на то, что он рекламирует. Нужно просто соблюдать элементарные требования — проверить, зарегистрирована ли компания, есть ли у нее разрешение на производство, имеет ли она регистрационные удостоверения на рекламируемую продукцию.
Если сегодня сделано заявление о том, что реклама должна указывать на то, что БАД не имеют лечебного эффекта, рекламораспространитель должен обратить на это самое пристальное внимание, и, на мой взгляд, ничего сверхнормативного в данных поправках нет.
Приходилось ли Вам на практике сталкиваться с неправильным толкованием назначения БАД?
— Очень часто мошенники, распространяя продукцию добросовестных производителей, перепродают ее по значительно завышенной цене. И такая ситуация формирует отрицательное отношение к БАД как со стороны населения, так и регуляторов и контролеров рынка. Буквально несколько лет назад я столкнулся с ситуацией, когда пожилая женщина из Санкт–Петербурга покупала БАД, которая производится в Москве и продается по цене 400 руб., за 8000 руб., и была уверена в том, что приобретает уникальный товар!
А как избежать подобных ситуаций?
— У нас есть рекомендации для пользователей, которые необходимо соблюдать для того, чтобы не быть обманутым. Во–первых, необходимо внимательно изучить инструкцию по применению. На этикетке обязательно должно быть указано название и состав БАД, форма выпуска (таблетки, капсулы, порошок), масса таблетки (капсулы или порошка), их количество в потребительской упаковке, источником каких биологически активных веществ является БАД. Если добавка содержит витамины и минеральные вещества, должно быть указано их количество и процент от рекомендуемой суточной потребности, противопоказания для применения, дата изготовления и срок годности, условия хранения, номер свидетельства о государственной регистрации и дата его выдачи, информация об организации (наименование, адрес и телефон), которая принимает претензии от потребителей.
В каких случаях Вы бы категорически не рекомендовали приобретать БАД?
— С повышенным вниманием нужно отнестись к приобретению БАД, на этикетке которых нет обязательной информации из перечисленного мной, а также в том случае если продажа осуществляется опосредованно, без контакта с продавцом, например, дистанционным методом: ТВ–шоп, интернет-магазин, реклама по радио или в прессе с предложением позвонить и заказать продукт по телефону с доставкой на дом. При этом по телефону вам отказываются назвать российский адрес организации, куда можно адресовать претензии по качеству продукта.
Приобретать БАД можно только в аптеках, через специализированные магазины, отделы торговой сети и их уполномоченных представителей. Также стоит серьезно задуматься, если цена на БАД значительно завышена — например, свыше 5000 руб. за упаковку. Нужно насторожиться, если вам очень навязчиво по телефону предлагают приобрести БАД именно предложенным курсом, часто с применением угроз, что в противном случае «одна упаковка не поможет», а также обещают дополнительную скидку или подарок в виде еще одного курса продукта, спецпредложения по «Уникальной распродаже только сегодня и только для Вас!» и т.п.
Сомнения должно вызвать и отсутствие информации о регистрации БАД в Реестре продукции, прошедшей государственную регистрацию на территории РФ (http://www.rospotrebnadzor.ru). В Реестре содержится полная информация о БАД, зарегистрированных в Российской Федерации, т.е. официально разрешенных к продаже. Там же возможен поиск по названию, производителю, номеру свидетельства о государственной регистрации. Узнать, зарегистрирована ли БАД, можно на указанном сайте Роспотребнадзора, либо позвонив бесплатно по телефону в территориальное управление Роспотребнадзора, узнав номер в справочной. Не верьте рекламе, которая обещает вылечить от всех болезней, не верьте в чудо–средство, чудо-лекарство, чудо–продукт, чудо–БАД от всех болезней. Если вы все-таки сомневаетесь, проконсультируйтесь с лечащим врачом. Мы рекомендуем проверить, не продается ли БАД, который вам рекламировали, в аптеке дешевле в 10–20 раз! Никогда не принимайте консультации и рекомендации по лечению по телефону от «академиков», «профессоров», «врачей» клиник, институтов, больниц, в которых вы не наблюдаетесь, и которых не знаете лично. Помните, что врачи (кроме вашего участкового) просто так не ходят по квартирам и не предлагают консультации, лекарства или БАД. Не пускайте в свой дом «врачей», которых вы не вызывали и у которых не наблюдаетесь. Будьте осторожны! Не пускайте в дом посторонних людей, кем бы они ни представлялись (врачами, работниками социальных служб и т.д.), не проверив их документы. Если вы сомневаетесь, позвоните в соответствующую службу и уточните, есть ли у них такой работник, направлен ли он к вам и для чего. Никогда не отдавайте деньги людям, которых вы не знаете и в которых не уверены. Если вас все же обманули — пишите заявление в милицию и звоните (02 или на телефон вашего отделения милиции)!
Леонид Михайлович, спасибо за такие ценные рекомендации! А как Вы относитесь к тому, что БАД могут распространяться в торговом ритейле?
— Сейчас много говорят о том, что продажа БАД может перейти в торговый ритейл, но я думаю, что данная инициатива не будет одобрена. Запретить продажу БАД в аптеках неправильно, т.к. добавки являются специализированной продукцией, и требования к их качеству и безопасности достаточно высоки. Как правило, аптеки работают с крупными дистрибуторами, поэтому можно не опасаться за качество приобретаемой продукции. В западных странах, в частности, в США, распространение БАД разрешено в торговых сетях, например, Walmart. Но в этой стране сложилась иная культура потребления продукции — более 70% населения употребляют БАД на постоянной основе. Если у нас сформируется подобная практика, а также соответствующая система контроля, которая распространится на торговые точки, все это можно будет воплотить и в России.
Как же правильно донести до населения информацию о том, что такое БАД?
— Мы прикладываем для этого максимум усилий, участвуем в симпозиумах, конференциях, организовываем различные мероприятия, доводим до потребителя свою позицию через СМИ. На данном этапе пытаемся систематизировать и усилить работу по формированию цивилизованного рынка потребления, налаживанию взаимодействия с регуляторами и контролерами, и построению добрых отношений с потребителями.