23.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
23.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Недостает важного компонента: системы мер поддержки

В аптеке взаимозаменяемость из теоретического понятия превращается в ежедневную правду жизни.

"Взаимозаменить" больной человек просит, кажется, все: от средства для лечения простуды и гриппа до кардиологического препарата. Но руководствуется ли он медицинскими аргументами?

А в популярных статьях на различных интернет–сайтах вновь и вновь приводят таблицы, где четко указано: парацетамол и панадол — в сущности, одно и то же. Как и энап и эналаприл, диклофенак и вольтарен. Разница — в компании–производителе и…

МА о проблемах взаимозаменяемости говорят провизоры из ряда аптек ААУ "СоюзФарма".

Здоровье как объект для экономии

"Вопрос о замене препарата оригинального на дженерик возникает часто, равно как и о замене между различными воспроизведенными лекарственными средствами. Чаще всего эта ситуация диктуется разницей в цене. Работниками первого стола предлагается препарат–оригинал... Затем из–за высокой цены идет переход на более низкую в ряду дженериков. Большей частью это группа гипотензивных препаратов, венотоников, сердечных препаратов, антикоагулянтов", — рассказали в аптеке Воронежской обл.

В одной из московских аптек заметили: вопрос о замене возникает с противогрибковыми средствами и препаратами для лечения эректильной дисфункции.

В Ижевске жители ищут аналоги для анальгетиков, гипотензивных средств и отхаркивающих. В Калининграде "взаимно заменяются" пробиотики, средства для лечения заболеваний желудочно–кишечного тракта, противовирусные, наружные противомикробные и ранозаживляющие препараты. В Кировской обл. — блокаторы протонной помпы и ряд кардиологических препаратов.

Еще в нескольких аптеках в Воронеже пациенты чаще спрашивают аналоги, когда хотят приобрести НПВП, иные обезболивающие средства, препараты от различных симптомов "простуды", противовирусные препараты и витамины. В Тамбовской обл. сообщили: просьба заменить препарат на "такой же" связана не с фармацевтической группой, а с цифрой на ценнике. Если средство дорогое, больной вспомнит про взаимозаменяемость обязательно.

От простуды до кардиологии

Несмотря на небольшое количество опрошенных аптек, мнение пациента понять уже возможно. Препараты, которые взаимозаменяемы в понимании больного человека, разделяются на две больших группы: "легкие недомогания" (которые "лечат" противовирусными, обезболивающими и витаминами) и тяжелые хронические заболевания (преимущественно кардиологические и гастроэнтерологические).

В Москве посетитель аптеки старается экономить на тех, что в первой группе. В регионах — просит аналоги даже тогда, когда речь идет о болезнях сердца.

Финансовый кризис перемещается в аптеку

Отношение практиков — фармацевтов и провизоров — к теоретической части взаимозаменяемости также очень интересно. Правила о выписке рецептов по МНН, требования стандарта Надлежащей аптечной практики — проинформировать пациентов о дженериках и ожидаемое уже первого января внесение в Госреестр лекарственных средств сведений о взаимозаменяемости препаратов — для большинства опрошенных имеют аналогичное действие. Однако мнения о том, каков будет эффект для аптеки и пациента, весьма различны.

В некоторых аптеках (в частности, в Воронеже) правила о выписке рецептов по МНН увеличили… продажи! Узнавая о дешевом препарате, пациент уходит не с пустыми руками. А ведь если бы фармацевт не рассказал о более дешевом аналоге, человек отказался бы от лекарства.

В то же время повышение продаж не приводит к росту выручки. Лекарство, торговое наименование которого соответствует международному непатентованному, как правило, стоит ощутимо дешевле брендированных дженериков.

Игры не по правилам

"В результате пациент приобретает лекарство, т.к. врач выписал. Выручка аптек (в частности, нашей организации) последние 2–3 года стоит на месте. Льготный отпуск от выписки препаратов по МНН, я считаю, даже выиграл. С точки зрения аптечных работников, но не пациентов", — отметили в Тамбовской обл.

"Именно в льготном отпуске стало проще. Вспоминается хаос 2006–2010 гг.: всем нужно было швейцарское качество при русской бесплатной цене, — соглашается руководитель аптеки в Ижевске. — В части коммерческих продаж 90% пациентов знают и продолжают называть свои торговые известные наименования. А остальные 10% формируют свое предпочтение (т.е. выбирают подешевле), исходя из возможностей своего бюджета".

Влияние стандарта НАП, обязывающее рассказать о дженериках, наша собеседница описывает лаконично и с долей иронии: «С точки зрения общечеловеческой — оцениваю положительно. С точки зрения профессионала и коммерсанта, при отсутствии дотаций от государства аптекам (когда прибыль — прежде всего, и выживайте, как можете) — игра не по правилам".

Что такое МНН?

Не обходится и без анекдотичных ситуаций, которые смешны на страницах газет, но не в очереди в аптеке в час пик:

—Будьте добры, ваш аспирин.
— Как вам не стыдно, я же просил ацетилсалициловую кислоту!

Как ни странно, подобная ситуация не редкость… в Москве. Пациенты в столице часто не понимают, что такое МНН, требуют "препарат именно с таким названием".

А кто–то, доведенный до отчаяния общегосударственным и личным финансовым кризисом, начинает спорить с сотрудником аптеки о слишком высокой цене на вольтарен, который тот же диклофенак и поэтому стоить дороже его ну никак не может.

Благодаря НАП вырастут… очереди?

От нормы Надлежащей аптечной практики, обязывающей фармацевтическогоспециалиста рассказать посетителю о дженериках, первопрестольная ожидает новых сложностей в работе аптеки.

"Это затруднит работу фармацевтов и провизоров. Будут создаваться очереди. Пока каждому перечислишь все дженерики, уйдет много времени. В час пик, после работы, пациенты вряд ли адекватно воспримут всю информацию…"

С коллегами из Москвы согласны и в Калининграде. Долгое называние аналогов раздражает пациента, который просит определенный препарат и отнимает массу времени у фармацевта и посетителя.

Информировали, информируем, будем информировать

Для ряда аптек ни с выпиской рецептов по МНН, ни с введением в действие стандарта НАП процесс фармацевтической консультации не изменился — в Тамбовской обл., например, отметили, что пациентов о дженериках информировали всегда. И надеются, что сведения о взаимозаменяемости, внесенные в ГРЛС, помогут и провизору, и пациенту.

Некоторые аптеки увидели в норме о выписке препаратов по МНН, а также во введении НАП и грядущих изменениях в Госреестре ценную возможность передать посетителю необходимые фармацевтические знания.

"Из своей практики могу сказать — пациент сразу спрашивает препарат, которым он привык пользоваться и который устраивает его по цене. Потом, уже в беседе, все же приходится объяснять, что данный препарат является дженериком. Взаимопониманием такие объяснения заканчиваются не так уж редко", — отмечают в Воронеже.

"Мы приветствуем эти положения, — говорят в Калининграде. — Пациенты чаще всего просят провести дженерическую замену на более дешевый препарат, но, как правило, бывает, что такие средства по каким–либо характеристикам уступают оригинальному".

Еще одно возможное преимущество появления в ГРЛС строки о взаимозаменяемости отметили в Ижевске: "Работа фармспециалистов упорядочится, будет меньше споров и сомнений по части замены".

Пациенту — не все равно?

Посетитель аптеки, хотя и спрашивает первым делом о цене, все же достаточно грамотен в вопросах здоровья, и от региона, где проживает человек, это не зависит. Придя в аптеку, он будет интересоваться у провизора и противопоказаниями, и побочными эффектами, и возможностью принимать лекарства в определенном возрасте, а также в период беременности и лактации.

Ведь противопоказания и нежелательные реакции — равно как и взаимодействие с пищей и питьем как химическими соединениями — есть даже у витаминов!

Обо всем этом старается рассказать и первостольник. Даже когда пациент не знает, о чем нужно спрашивать специалиста, приобретая лекарства.

Как ответили в одной из аптек Кировской обл.: "Фармацевт должен учитывать биодоступность и чистоту препарата, частоту проявления побочных эффектов. Помимо этого, он должен проконсультировать о правилах приема лекарства и его хранения в домашних условиях. Пациенты спрашивают очень часто о побочных эффектах, о том, как правильно хранить средство и по какой схеме принимать, и сколько дней длится курс лечения".

Даже когда наш соотечественник вынужден признать, что цена оказалась решающим фактором, он спросит в аптеке о фармацевтических характеристиках препарата. Несмотря на финансовые лимиты, больному не все равно, чем лечиться.

А это значит, что решающий фактор успеха для аптеки — все–таки фармацевтическая консультация. Именно она даст пациенту подходящее лекарство, знания и желание прийти за рекомендациями именно к этому провизору, но надеждой на финансовую стабильность аптечной организации остается все–таки государственный регулятор. Концепции взаимозаменяемости фармацевтических препаратов недостает важного компонента: системы мер поддержки для фармации.

Специализированные
мероприятия