Беспалов Николай
Директор по развитию аналитической компании RNC Pharma
Прирост составил 1726 точек, ведь на тот момент в России насчитывалось 67 262 аптеки – это, кстати, и было минимальное значение, после чего начался их рост.
Здесь надо иметь в виду: в середине 2020-го года число аптек в нашей стране действительно заметно сократилось. Причинами стали, прежде всего, пандемия и те меры, которые принимались на ранних ее этапах (вспомним весенний локдаун почти двухлетней давности). В докризисный же период — например, по состоянию на 1 апреля того же двадцатого года – на территории России работали 69 072 аптечных учреждения. Это лишь немногим меньше, чем сейчас. Так что можно вполне уверенно утверждать: отраслевая инфраструктура прошла период острого кризиса и в целом вернулась к допандемийным показателям.
Вновь вспомним ситуацию 2020 г. Тогда, помимо локдауна, на фармации сказались и такие проблемы, как:
- отмена налоговых льгот;
- запуск системы маркировки и последующий коллапс этой системы;
- перебои с поставками отдельных препаратов и медизделий;
- общее падение спроса за счет сокращения доходов населения;
- значительный рост цен на лекарства и остальной аптечный ассортимент;
- активное развитие онлайн-сегмента, который начал серьезно ограничивать возможности роста офлайн-инфраструктуры.
Значительное количество трудностей того года перекочевало и в 2021-й. А некоторые проблемы будут актуальны и в этом году. Сейчас на первое место выходит взрывной рост онлайн-формата. Для классических аптек, в особенности небольших, — это серьезная проблема. Единичным аптекам в этом отношении почти нечего противопоставить своим более крупным коллегам. К тому же, изначально их вообще не допустили к дистанционной реализации лекарств (потом, правда, диспропорцию отыграли назад, но пока это является слабым утешением).
Фактически единственное, что отдельно взятые аптеки могут сейчас сделать (точнее, уже сделали) — это подключиться к различным ассоциативным форматам.
Тем не менее, конкуренция между онлайн и офлайн–продажами растет. Конечно, интернет полностью не заменит реальность, а интернет-магазин — классическую аптеку. И все же отток посетителей ближайшие пару лет будет очень чувствителен. К тому же, спрос на аптечный ассортимент пока заметно ограничен низкой покупательной активностью населения. Рост доходов у наших сограждан возобновился, но и показатели инфляции — очень и очень существенные.
Про почтового оператора здесь, как ни странно, сказать особо нечего. Шуму было много, но какой–то серьезной конкурентной силой на фармрынке эта организация не стала, и вряд ли это произойдет в ближайшее время. Даже если представить, что нормативно–правовая база серьезно изменится в сторону возможности продажи лекарств через почтовые отделения, на развитие такого направления потребуется немалое количество времени и финансовых ресурсов. Крупных интернет–ритейлеров пока тоже сложно рассматривать в качестве значимой силы для фармсектора. Но именно пока.
Более–менее серьезные позиции сегодня, пожалуй, только у "Озона". Эта компания входит в десятку наиболее крупных представителей электронной торговли лекарственными средствами. Остальные же предпочитают партнерство с профильными игроками: "Вайлдберриз" сотрудничает со "Здравсити", Яндекс.Маркет — с "Эркафарм" и т.д.
Это партнерство пока не вступает в противоречие с фармдеятельностью как таковой, но что если интернет–игроки захотят самостоятельно поиграть на этом поле? Пока это желание сдерживается за счет невозможности продавать рецептурные препараты, однако если запрет будет отменен (а это, я думаю, вопрос времени), ситуация может серьезно измениться.
Сейчас у крупных игроков аптечного онлайн-сегмента есть время, чтобы активно развивать сервисную составляющую, и таким образом суметь противостоять крупным интересантам, которые могут выйти на лекарственный рынок. В запасе — год или два, и это "окно возможностей" важно не упустить.
Стремительное развитие онлайн-направления привело еще к одной тенденции — всплеску популярности ассоциативных форматов. Еще раз подчеркну, что единичные аптеки и небольшие сети были фактически не допущены к дистанционной реализации лекарств. Не говорю уже о том, что многие из них просто не могут себе позволить развивать онлайн самостоятельно — как в силу необходимости определенных инвестиций, так и по причине отсутствия соответствующих компетенций.
При этом бурное развитие интернет-продаж вызвало вполне ощутимый отток клиентов, который, к тому же, наложился на ряд отраслевых и общеэкономических проблем. Вспомним еще раз про отмену налоговых льгот, удорожание лекарственных препаратов и падение доходов населения. В итоге присоединение к тому или иному ассоциативному партнеру стало спасительной соломинкой, за которую многие не преминули ухватиться.
Участие в профессиональных объединениях (ассоциации, союзы) позволяет довольно быстро получить дополнительный трафик посетителей, доступ к маркетинговым бюджетам компаний-производителей и специальные условия от поставщиков. Детали сотрудничества несколько разнятся от ассоциации к ассоциации (все зависит от специфики организации).
Понятно, что многое сейчас определяет ситуация с пандемией COVID–19. Всплески заболеваемости неизбежно будут провоцировать рост спроса на отдельные лекарства и сопутствующую продукцию. Нельзя, увы, исключать и пессимистичные сценарии в виде необходимости объявления локдауна или иных ограничений, которые вряд ли будут способствовать росту благосостояния. Пока хочется надеяться, что удастся обойтись без кардинальных мер, и фармсектор продолжит развиваться относительно спокойно. Тем более что предпосылки к этому есть, и довольно неплохие: возобновление роста доходов населения, стабилизация цен на лекарственном рынке, стремительное развитие онлайн–составляющей и т.д. Однако имеются и негативные факторы. Это не только проблема ковида, но и серьезные показатели инфляции в другой сфере — речь о ценах на продукты питания.
Говоря о прогнозах на ближайшую перспективу, важно отметить и задачи "Фармы–2030" — и в целом развития отечественной фармотрасли. Здесь, на мой взгляд, нужно сосредоточить работу на трех основных направлениях. Во-первых, последовательно продолжать политику предоставления преференций отечественным предприятиям: это должна быть понятная стратегия с предоставлением приоритета производителям полного цикла, а также тем, кто использует российские субстанции. Второй блок вопросов должен быть направлен на стимулирование производства самих АФИ — без этой меры национальный фармпром никогда не сможет быть конкурентоспособным. Третье важнейшее направление — экспорт. Здесь есть огромный потенциал по целому ряду параметров. В том числе дальнейшее развитие поставок "Спутника". Оно, к слову, может стать неплохим базисом для развития поставок и других препаратов, в т.ч. ориентированных на борьбу с COVID–19 и его последствиями.
Отдельно стоит упомянуть еще одно направление работы — необходимо навести порядок в патентном законодательстве, с тем, чтобы свести к минимуму возможности "вечнозеленых патентов". Это также будет способствовать развитию российской фармацевтической промышленности.