Нелогичная сертификация
Мотивированность провизоров, как к получению профессии, так и к продолжению работы по специальности, резко упала в связи с ужесточением требований к специалисту с высшим фармацевтическим образованием.
Григорьева Ирина
Доцент курса фармации ФДПО Рязанского ГМУ, д.фарм.н.
Хотела бы отметить ряд факторов:
- сложность методики проведения первичной аккредитации и позднее появление на сайте материалов для подготовки;
- сложность перехода с одной специальности на другую (через двухгодичную ординатуру). Общее мнение специалистов — достаточно профессиональной переподготовки;
- присоединяется признак «социальной несправедливости», т.к. специалисты со средним профессиональным фармацевтическим образованием при стаже 5 лет могут занимать руководящую должность без каких-либо дополнительных требований;
- отсутствие права у руководителя аптечной организации выполнять необходимые на практике виды деятельности — отпуск лекарственных препаратов и приемочный контроль, которые прописаны только в профстандарте должности "провизор";
- сочетание жестких требований к провизорам и использование "на каждом шагу" лиц без фармацевтического образования в отпуске лекарственных препаратов.
И вновь обострился вопрос, какой сертификат должен быть у специалиста должности "провизор".
Приказ МЗ РФ от 08.10.15 №707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» не говорит о том, какой сертификат должен иметь специалист, получивший диплом до 1 января 2016 г. и занимающий должность "провизор".
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.10 №541н закреплял за провизором специальности "Фармацевтическая технология" и "Фармацевтическая химия и фармакогнозия".
Проект изменений в данный приказ предполагает исключить квалификационные характеристики должностей специалистов с фармацевтическим образованием, т.к. квалификационные характеристики прописаны в принятых профстандартах. При этом профстандарт "Провизор" не приводит требований к наличию сертификата ни вообще, ни по какой–то конкретной специальности.
При внесении вышеперечисленных изменений в приказ №541н не будет нормативного документа, требующего наличия сертификата для работы в должности "провизор". Возможный вариант решения — дополнить приказ №707н соответствующими требованиями. Другая сторона вопроса: априори подразумевается сертификат "Фармацевтическая технология". А как быть тем выпускникам, которые заканчивали интернатуру по специальности "Фармацевтическая химия и фармакогнозия" в период действия приказа №541н и были уверены, что у них есть право работать в должности "провизор"?
Аптеки имеют маленький штат — часто это 3–4 человека. Профстандарт "Специалист в области управления фармацевтической деятельностью" не дает права руководителю отпускать лекарственные средства, даже если у него будет второй сертификат "Фармацевтическая технология", — тогда руководителю придется оформляться по совместительству "провизором"? А отпуска сотрудников? Больничные?
Приказ МЗ РФ от 08.10.15 №707н дает право специалисту с сертификатом "Фармацевтическая технология" занимать должность заведующего (начальника) структурного подразделения (отдела) аптечной организации, например, аптечного пункта. И как руководитель, он тоже не имеет права на отпуск лекарственных средств!?
Это же замечание относится и к функции приемочного контроля лекарственных средств: во многих аптеках председателем приемочной комиссии является руководитель аптечной организации, который принимает непосредственное участие в осуществлении приемочного контроля.
А специалист со средним фармацевтическим образованием и занимающий руководящую должность (при наличии стажа) тоже автоматически попадает в эти же рамки запрета!?
Специалист, проработавший "всю жизнь" руководителем, решил освободить место молодым и остаться работать на рядовой должности — он тоже не сможет работать с сертификатом "УЭФ".
За первым столом может работать фармацевт — специалист со средним образованием и сертификатом "Фармация", студент фармацевтического факультета после 4-го курса, сдавший специальный экзамен. А специалист с дипломом о высшем образовании по специальности "Фармация", с квалификацией "Провизор", с сертификатом и с опытом работы по специальности такого права не имеет. Нелогично.
Мнение практических работников сводится к тому, что с сертификатом по специальности "Управление и экономика фармации" специалисты должны иметь возможность работать как на руководящих должностях, так и в должности "провизор".
Есть предложения и по решению проблем системы НМФО. В ней есть важный положительный момент — ежегодное повышение квалификации позволяет актуализировать знания на фоне постоянно меняющихся методик оказания медицинской и фармацевтической помощи, нормативной базы, ассортимента лекарственных средств и т.п., однако в настоящее время она далека от совершенства.
Каждый специалист, вступивший в процесс непрерывного образования и набирающий баллы, сталкивается с рядом трудностей и несовершенством самой системы, которые неоднократно обсуждались в СМИ и на конференциях специалистов. Многие вопросы до сих пор открыты и требуют скорейшего решения.
На наш взгляд, для четкой организации работы системы НМФО в первую очередь необходимо урегулировать нормативную базу, в частности:
- разработать методику формирования портфолио специалиста для прохождения периодической аккредитации;
- минимизировать количество баллов (оставить только повышение квалификации — 30–36 час.);
- дать специалистам возможность добора баллов за «пропущенный» год;
- оставить возможность набора баллов 1 раз в пять лет;
- предоставить льготы специалистам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;
- дать специалистам возможность самостоятельно выбирать организацию и цикл повышения квалификации и т.п.
Для периодической аккредитации желательно отменить этап тестирования, который представляет особую сложность для специалистов предпенсионного и пенсионного возраста.
Кроме того, с 1 января 2018 г. в систему НМФО вступили специалисты со средним медицинским и фармацевтическим образованием, которым необходимо зарегистрироваться на портале и начать набор баллов, а система в ее настоящем виде не предусматривает такой возможности.
Нерешенные вопросы порождают неопределенность и слухи "отменят — не отменят НМФО". Работодатели отказываются оплачивать прохождение курсов повышения квалификации. Специалисты сомневаются в необходимости ежегодного обучения.
Не все, что хорошо в медицине, приемлемо для фармации. В медицине переход из одной специальности в другую — это действительно принципиальная смена вида деятельности. В аптеке деление на должности часто больше символическое, чем реальное — в большей степени это деление ответственности.
В аптечной организации достаточно велика потребность во взаимозаменяемости, особенно в условиях нехватки кадров. Переход с одной фармацевтической специальности на другую (возможность получения второго сертификата) должен быть достаточно простым: через повышение квалификации (при определенном опыте работы и стаже) или профессиональную переподготовку (по желанию специалиста без предъявления требований к стажу).
И необходимо подумать, каким образом руководитель аптечной организации все-таки сможет иметь возможность отпускать лекарственные средства и осуществлять приемочный контроль.