Необходима экспертная оценка профильных правовых актов
Трибунский Александр
Директор по развитию образовательного портала Pharmznanie.ru
А если аттестацию мед- и фармработников приравняют к аккредитации специалистов (поручение провести работу по этому вопросу давал правительству глава государства), то и вопросы допуска к профессиональной деятельности.
К тому же, сегодня особенно остро стоят проблемы статуса фармацевта и провизора, его роли в системе здравоохранения — специалиста в области лекобеспечения пациентов и носителя информации о видах фармакотерапии. Горячо обсуждаются вопросы защиты фармработника, его правового положения и трудовых прав. Поэтому профессиональные организации могли бы взять на себя юридическую защиту и сопровождение своих членов, особенно в процессе их взаимоотношений с работодателями.
Сделать более плодотворной деятельность профессиональных организаций в данной сфере может плотное сотрудничество с профессиональными онлайн–платформами (такими как наша). Это взаимодействие способно дать отличную возможность делиться своими идеями с дружелюбно настроенной аудиторией фармспециалистов со всех уголков России.
Кроме того, для возвращения престижа профессии сейчас необходимо:
- создавать положительный информационный фон вокруг тех фармацевтических работников, которые трудятся в аптеках и в большинстве своем являются высококвалифицированными специалистами;
- проводить профориентационную работу с молодежью и юношеством, чтобы привлечь будущих специалистов в сферу фармации.
Особую роль могли бы играть саморегулируемые организации, поскольку они должны защищать своих членов в огромном количестве возникающих ситуаций, в том числе и при взаимодействии с контрольно–надзорными органами. И здесь возможны все способы поддержки — от разработки типовых локальных документов по ведению рабочих процессов до сопровождения в ходе судебных споров.
Сегодня же, на мой взгляд, влияние профессиональных объединений на развитие фармацевтической отрасли существует, но пока оно не так значительно, как хотелось бы. К сожалению, голос профессионального сообщества бывает услышан далеко не всегда.
Мы знаем об этих проблемах из первых рук: их обсуждают участники нашего телеграм–сообщества "Орден фармацевтов", объединяющего 13 тысяч фармработников из различных российских регионов. Группа в мессенджере стала для фармацевтов и провизоров возможностью выговориться и обсудить возникающие трудности. В процессе диалога специалисты предлагают пути решения многих актуальных вопросов. Дело остается за малым — чтобы на них обратили внимание. Было бы очень хорошо, если бы все нормативные акты, касающиеся фармацевтической отрасли, в процессе разработки получали экспертную оценку от профессиональных сообществ. Перед принятием каждого нового документа необходимо заключение профильных специалистов о том, как на практике он будет влиять на развитие фармации.
А сегодня самый яркий пример ситуации, когда фармспециалистов не слышат, — "двойной статус" аптечных учреждений, как объектов торговли (по классификатору ОКВЭД) с одной стороны, и как части системы здравоохранения (согласно закона №323-ФЗ) — с другой.
Кроме того, до сих пор не решен вопрос с нормированием количества аптек и установлением минимального расстояния между ними, что имело место до 1990-х и являлось одним из основных принципов организации лекобеспечения пациентов. И постоянно происходят изменения в нормах, устанавливающих соответствие между должностями и специальностями фармработников.
Считаю, что будущее — за институтом саморегулирования. Конечно, сегодня членство в СРО является добровольным, но в перспективе, на мой взгляд, следует сделать такое участие необходимым для каждого юрлица и ИП, занятого фармдеятельностью. Правильнее всего было бы внести данное положение в лицензионные требования.
При таком подходе саморегулируемые организации смогли бы разрабатывать свои нормы, локальные правовые акты, унифицировать процессы и проверять их исполнение. А в перспективе стало бы возможным передать саморегулируемым объединениям контрольные функции по проверке соблюдения лицензионных требований к фармдеятельности организациями–участницами.
И тогда профильный контролирующий орган, Росздравнадзор, наблюдал бы уже не за огромным массивом юрлиц и ИП, а только за самими СРО. В случае нарушения требований саморегулируемой организации ее члены подлежали бы исключению и автоматически переставали бы иметь право вести фармдеятельность. Это, я убежден, повысило бы ответственность субъектов лекарственного обращения.