Необходимо "отладить" диалог регулятора и фармсообщества
Миронов Александр
Генеральный директор аптечной сети "Аптека Фарма" (Рязанская обл.)
В результате нарушается логическая последовательность работы над нормативной базой: вначале документ вступает в силу (со всеми недочетами, о которых аптечные учреждения предупреждали), затем становится видно, к каким последствиям может привести его неполнота… и только тогда начинается срочное исправление ситуации.
Но зачем же так усложнять процесс? Не проще ли сначала проработать готовящийся приказ, постановление или федеральный закон с практикующими провизорами, успеть оценить все риски и выверить все формулировки? Взаимодействие отрасли и регуляторики обязательно должно стать более тесным и более четким, это необходимо.
Следующая "нормативная" проблема — вопросы трактовок. Не поверите, но даже процесс лицензирования в разных регионах сильно отличается. В одной области от аптеки требуют одно, в другой — другое. Такое ощущение, что вместо упорядочения требований и подготовки разъяснительных материалов каждый творит в своей "вотчине" все, что ему заблагорассудится… А чтобы добиться четких объяснений о том, как нам, аптечным организациям, поступать в тех или иных ситуациях, надо написать 3-4 запроса в различные ведомства. Мало того, даже если в официальном ответе есть четкие толкования, то юридической силы этот ответ не имеет, и проверяющий орган вполне может использовать свои трактовки в ходе проверок.
Отсюда справедливое недоумение: штрафные санкции обычно налагаются по таким "размытым" аспектам фармдеятельности, когда ты просто не понимаешь, как сделать все–таки правильно… Иногда сами требования могут быть на практике невыполнимыми: помните историю 2017-го со шкафами, которые надо отодвинуть от стен на полметра? Понимая нерациональность данного положения, проверяющие не акцентировали на нем внимание, но такая норма представляет собой повод для 100%-й вероятности выявления нарушений, и в определенных ситуациях добросовестная аптека, выполняющая все правила, такого штрафа не избежала бы. А сумма в 100-200 тысяч рублей вполне в состоянии перечеркнуть будущее малого аптечного учреждения.
В описанной обстановке сложно переоценить роль профессиональных аптечных ассоциаций. Сами мы недавно вступили в РААС, и я считаю, что эта структура вполне может быть тем самым "переговорщиком", который наладит процесс коммуникации между отраслью и регулятором. Хотелось бы большего вовлечения различных фармпредприятий, ведь чем выше численность участников, тем громче голос сообщества и тем вернее шансы, что нас услышат.
Это наглядно подтвердил пример последних событий с передачей в систему маркировки данных о рецептах. Думаю, что именно работа РААС помогла избежать, мягко говоря, нерациональных требований по бланкам простой 107-й формы, и мы смогли увидеть те разъяснения, которые есть сейчас.