Необходимо перестроить понимание роли фармобразования
Михайлова Галина Владимировна*
Проф. кафедры фармацевтической технологии фармфакультета Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, к.ф.н., действительный член Международной академии информатизации
Развиваем систему дистанционного обучения (особенно это важно для заочной формы обучения). Заочное отделение представляет собой форму обучения на дистанционной основе, т.к. только 30 процентов учебного времени занимает работа непосредственно с преподавателем. Все остальное время студент учится самостоятельно, используя учебную литературу, задания и информацию в электронном виде (диски, электронная почта). В связи с этим заочную форму (отделение) вполне можно назвать формой дистанционного обучения.
В последнее время все активнее обсуждается вопрос о неэффективности и крайней непродуктивности заочной формы обучения. Позвольте с этим не согласиться. Заочное образование должно рассматриваться как своего рода система последипломного образования. Правильно организованное дистанционное обучение имеет большие преимущества, а именно, студенты:
- профессионально ориентированы. Они уже знают, кем они хотят стать и в каком направлении совершенствоваться;
- имеют представление о биоэтике, знают все направления работы и обязанности, где профессиональная этика чрезвычайно востребована;
- получают хорошие знания в области профессиональной этики в средних специальных учебных заведениях, и задача вуза – развить эти знания и закрепить их в виде умения применять на практике и довести до автоматизма;
- в своей повседневной практике видят, какую большую роль играют фармацевтическая этика и деонтология – совокупность этических норм и принципов поведения фармацевтов и провизоров при выполнении профессиональных обязанностей.
Следует особенно подчеркнуть, что на очно-заочную (вечернюю) и заочную формы подготовки недопустим прием абитуриентов, не имеющих среднего специального образования.
Дистанционное обучение дает преподавателю очень большие возможности, но и требует от него многого:
- умения организовать и контролировать самостоятельную работу студентов, отбирать и систематизировать учебный материал;
- реализовывать деятельностный подход в образовании, обеспечить современное дистанционное обучение при наличии персональных компьютеров у преподавателей. То, что преподаватели неплохо справляются с реализацией заочной формы подготовки, свидетельствует успешное прохождение студентами ИГА. И первый, и второй выпуски – со средним баллом 4,25 и наличием красных дипломов.
И еще об одной проблеме, которая касается непосредственно студентов–заочников, хотелось бы сказать – работодатели неохотно отпускают студентов-заочников на сессии, не хотят оплачивать дни, выделенные на обучение в период сессии, некоторые ставят условие: или учись, или увольняйся, или бери отпуск за свой счет. Забывают, что многим из них, обучавшимся на вечернем отделении, государство, в свое время, оплачивало учебный отпуск.
Кроме того, современное образование требует перестройки понимания роли кафедры в учебном процессе. Без осознанной необходимости и важности первоочередных обновлений нельзя ставить и решать инновационные задачи.
На наш взгляд, более результативным может быть обучение студентов в творческих коллективах. С определенной группой студентов от первого курса до выпуска работает определенная группа преподавателей. Участники группы несут ответственность за качество подготовки своих студентов: осуществляют совместный отбор содержания, проводят совместные заседания, отрабатывают методики, создают совместные методические пособия, присутствуют на занятиях своих коллег, организуют научные исследования студентов своей группы. Это позволит составить реальный рейтинг творческих коллективов – и повысить результативность подготовки. Кафедра как административная единица должна выполнять контролирующую функцию, следить за соблюдением трудовой дисциплины и полной реализацией учебной программы, выполнением учебного плана в полном объеме, заслушивать на заседаниях отчеты о деятельности члена творческого научно-педагогического коллектива, обсуждать и рекомендовать к внедрению предложения преподавателей, направленные на повышение эффективности учебного процесса.
Недавно введенный Госстандарт вызывает неоднозначные отзывы преподавателей: сокращение часов аудиторной работы, не всегда логичная последовательность изучения дисциплин, отсутствие возможности более глубокого изучения первоочередных направлений.
Необходимо изменить схему изучения учебных дисциплин:
- нормальную физиологию и историю фармации лучше изучать на 2-м курсе;
- следует приблизить друг к другу и изучать в логической последовательности такие предметы, как биохимия, микробиология и патология; биоэтика и экономика (3–4-й курсы);
- изучение микробиологии, гигиены, биотехнологии должно предшествовать изучению фармацевтической технологии;
- курс ботаники должен быть приближен к изучению курса фармакогнозии;
- фармакологию целесообразно изучать непосредственно после изучения биохимии и патологии;
- курс экологии должен быть приближен к таким профильным дисциплинам, как фармацевтическая технология, токсикологическая химия и т.п.
Интересное направление – элективные курсы по выбору. Во всех формах обучения при прохождении таких курсов нужно в большей степени учитывать желание студента специализироваться в определенном направлении. Дополнительная подготовка на курсах по выбору по одному из профильных направлений должна включать в себя дополнительную информацию по базовым и смежным дисциплинам, усиливающим подготовку по одному из выбранных направлений.
На первом курсе лучше выбирать одну из дисциплин каждого цикла учебного плана – и изучать их в процессе обучения, одновременно с изучением предмета или позже (в зависимости от резерва времени). К концу обучения будущий специалист должен иметь зачет по всем выбранным элективным курсам.
Способы изучения должны быть различными – в зависимости от формы обучения, места жительства и возможностей студентов: лекции, занятия, реферативная работа, выступление на учебно-научных конференциях, подготовка видеофильмов… При организации работы особое значение приобретет дистанционный характер обучения – общение через Интернет.
Интересны были бы такие элективные курсы, как «Особенности промышленного производства и экстемпорального изготовления лекарственных препаратов за рубежом», «Биофармацевтическая, фармакогенетическая и энергоинформационная основа создания современных лекарственных препаратов», «Гомеопатическая фармация», «Лечебно-косметические препараты», «Правила GMP и GPP» и др.
Учитывая, что гомеопатия в наши дни – одно из признанных направлений медицины, целесообразно начать ее преподавание не только на последипломном, но и на «додипломном» этапе обучения на специально созданной кафедре гомеопатической фармации.
В настоящее время проводятся интересные исследования фармакологического эффекта гомеопатических препаратов. Многие идеи гомеопатии помогают при решении некоторых задач нанотехнологии. Сотрудники нашей кафедры совместно с кафедрой фармакогнозии и ВНИИФ, фирмами-изготовителями гомеопатически