Неопределенность — "дежурный режим" аптеки
Шульга Ярослав
Основатель аналитического агентства Shulga Consulting Group
На мой взгляд, даже среднесрочная (а то и краткосрочная) перспектива аптечного сектора весьма непредсказуема. Можно адаптироваться к работе в тяжелых и неблагоприятных условиях, но адаптироваться к абсолютной непредсказуемости невозможно.
Более того: наблюдая за развитием аптечной розницы, можно констатировать, что над таковой практически постоянно висит какой–либо дамоклов меч. Обещающий превратиться в огромную, тектоническую проблему. И эта ситуация не заканчивается — она постоянна. Это уже "дежурный режим".
К примеру, рассмотрим одно из ключевых явлений для всего фармацевтического рынка: "закон об обязательной маркировке". По сути своей, это крайне полезная и нужная инициатива, до которой мы однозначно "дозрели, доросли". Но это по сути. А по форме?
Вот уже сколько времени над аптечным сектором висит очень серьезная проблема, сопряженная с введением этой инициативы. А именно — с запретом ЕНВД и "патента". Для одиночных аптек, для малых аптечных сетей запрещение льготных налоговых режимов обернется большими убытками. А для кого–то и катастрофой. Особенно с учетом низкой рентабельности и финансовых рисков именно у малых представителей аптечной розницы.
Но и монстрам, крупнейшим аптечным сетям, регулярно "достается неопределенности и мрачных перспектив". То кто–то из депутатов или чиновников озвучит необходимость демонополизации рынка, вплоть "до разгрома" крупных аптечных сетей. То на самом высоком уровне приступят к обсуждению предложений "оптимизировать" маркетинговые контракты самыми радикальными методами… И я говорю даже не о правильности или о неправильности конкретных инициатив. А о том, что аптечный сектор — постоянно в ожидании какой–то беды.
Буквально год назад аптечное сообщество праздновало победу: инициатива о продаже в FMCG-сетях лекарственной продукции канула в Лету. Казалось бы, все, этого дамоклова меча более нет. Но...
Теперь вместо "теории" у нас есть "факт" — абсолютно непредсказуемая и непрогнозируемая государственная Почта России. И она вполне может стать тем самым слоном в посудной лавке. На подходе дистанционная продажа фармацевтической продукции. И, судя по интересу к этому каналу продаж со стороны всех, кому не лень (а не лень целому ряду очень серьезных структур), — "скучно не будет".
Завершая комментарий, еще раз хочу отметить: главное "узкое место" — это неопределенность. Постоянное ожидание каких–либо "сюрпризов".