20.05.2024 Издается с 1995 года №4 (361) апр 2024 18+
20.05.2024 Издается с 1995 года №4 (361) апр 2024
// Тема номера

Неопределенность — "дежурный режим" аптеки

Если говорить о болевых точках аптечной розницы, будет очень долгий и тяжелый разговор. Наверное, для общей характеристики я бы произнес буквально одно слово — неопределенность.

Шульга Ярослав
Основатель аналитического агентства Shulga Consulting Group

На мой взгляд, даже среднесрочная (а то и краткосрочная) перспектива аптечного сектора весьма непредсказуема. Можно адаптироваться к работе в тяжелых и неблагоприятных условиях, но адаптироваться к абсолютной непредсказуемости невозможно.

Более того: наблюдая за развитием аптечной розницы, можно констатировать, что над таковой практически постоянно висит какой–либо дамоклов меч. Обещающий превратиться в огромную, тектоническую проблему. И эта ситуация не заканчивается — она постоянна. Это уже "дежурный режим".

К примеру, рассмотрим одно из ключевых явлений для всего фармацевтического рынка: "закон об обязательной маркировке". По сути своей, это крайне полезная и нужная инициатива, до которой мы однозначно "дозрели, доросли". Но это по сути. А по форме?

Вот уже сколько времени над аптечным сектором висит очень серьезная проблема, сопряженная с введением этой инициативы. А именно — с запретом ЕНВД и "патента". Для одиночных аптек, для малых аптечных сетей запрещение льготных налоговых режимов обернется большими убытками. А для кого–то и катастрофой. Особенно с учетом низкой рентабельности и финансовых рисков именно у малых представителей аптечной розницы.

Но и монстрам, крупнейшим аптечным сетям, регулярно "достается неопределенности и мрачных перспектив". То кто–то из депутатов или чиновников озвучит необходимость демонополизации рынка, вплоть "до разгрома" крупных аптечных сетей. То на самом высоком уровне приступят к обсуждению предложений "оптимизировать" маркетинговые контракты самыми радикальными методами… И я говорю даже не о правильности или о неправильности конкретных инициатив. А о том, что аптечный сектор — постоянно в ожидании какой–то беды.

Буквально год назад аптечное сообщество праздновало победу: инициатива о продаже в FMCG-сетях лекарственной продукции канула в Лету. Казалось бы, все, этого дамоклова меча более нет. Но...

Теперь вместо "теории" у нас есть "факт" — абсолютно непредсказуемая и непрогнозируемая государственная Почта России. И она вполне может стать тем самым слоном в посудной лавке. На подходе дистанционная продажа фармацевтической продукции. И, судя по интересу к этому каналу продаж со стороны всех, кому не лень (а не лень целому ряду очень серьезных структур), — "скучно не будет".

Завершая комментарий, еще раз хочу отметить: главное "узкое место" — это неопределенность. Постоянное ожидание каких–либо "сюрпризов".

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Развитие фармпрома невозможно без диалога с наукой
 Мнение специалиста

Наталья Папазова, генеральный директор производственной компании "Исследовательский институт химического разнообразия" ГК "ХимРар"

Развитие сотрудников - это также инвестиция в наше будущее
 Мнение специалиста

Горшков Андрей, главный исполнительный директор Группы "Озон фармацевтика"

Внедрение "второго лишнего" следовало бы сделать поэтапным
 Мнение специалиста

Настасья Иванова. директор по развитию ООО "Интер-С Групп"

И инновациям и фармсубстанциям необходима поддержка
 Мнение специалиста

Побелянский Георгий, генеральный директор фармацевтической компании "ВЕРТЕКС"

К вопросу о барьерах в евразийском пространстве
 Мнение специалиста

Быков Александр, директор по экономике здравоохранения "Р-Фарм"

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban