Непрофессиональное образование
Беспалов Николай Владимирович
Эксперт фармацевтического рынка
Проходило это торжественное мероприятие на одной из вузовских кафедр и бешеным спросом со стороны выпускников, прямо скажем, не пользовалось. Каждый из нас тогда понимал, что, если есть диплом провизора от лучшего медицинского вуза нашей страны, проблем с устройством на работу в аптеку быть не должно. Но всем, безусловно, хотелось большего.
Под этим бóльшим тогда понималась, прежде всего, работа в фармацевтической компании, желательно в зарубежной. Уровень зарплат там оказывался ощутимо выше, перспектив, как тогда казалось, было больше, предполагалось служебное авто и т.д. Увы, даже для работы медицинским представителем знаний не хватало. Безусловно, с точки зрения фундаментальной науки и кругозора все было в порядке, но чисто практических навыков никто из потенциальных кандидатов не имел. Так что тем, кто прошел собеседование на вожделенные позиции «медрепов», пришлось еще пройти обучение тонкостям работы. Оно продолжалось от 1 до 2 месяцев, после чего молодое пополнение бросилось штурмовать кабинеты врачей.
Надо сказать, что сейчас из нашего курса, по самым скромным оценкам, в аптеках осталось работать не более 15–20% всех выпускников. Притом что вся система фармацевтического образования была заточена на подготовку именно специалистов, которые могли бы руководить работой аптечного предприятия. Помимо фундаментальных знаний нас учили прикладным умениям: бухгалтерскому учету, законодательным особенностям оборота ЛП и функционирования аптечных учреждений, технологии аптечного производства и т.д. В практической жизни эти знания используют, увы, единицы.
Конечно, с тех пор многое в системе образования изменилось. В вузах преподают азы работы медицинских представителей. Наперебой заключаются договоры с крупными фармацевтическими компаниями о совместных образовательных проектах. Компании, открывающие новые фармпредприятия, нуждаются в квалифицированных кадрах. Тем не менее, все это до сих пор носит точечный характер. Общая образовательная система потребностям современного рынка труда не соответствует. Очевидно, еще на этапе обучения требуется довольно четко разделять специфику в зависимости от дальнейшего места работы выпускника. Понятно, что для работы в аптеке, фармацевтическом предприятии или, скажем, фармдистрибуторе требуется принципиально разный набор компетенций. Есть объективные пробелы в отношении владения компьютерными программами, причем не специфическими типа ПО аптеки или оптовой компании, а, скажем, пакетом Microsoft Office. Фактически отсутствует и система практических занятий. Это либо единичные визиты на заводы, либо зачастую формальное прохождение практики в аптеке. Не лучше обстоит дело со специалистами в области маркетинга, продвижения и продаж. Получить подобные знания в профильном вузе на уровне, достаточном для практической работы, почти невозможно.
Сейчас готовых специалистов на рынке труда практически нет. При этом, что парадоксально, в отдельных сегментах, как, например, в сфере розничной торговли ЛП, наблюдается довольно серьезный кадровый дефицит. А в других сегментах рынка, которые могут предложить более высокий уровень дохода, специалистов приходится дополнительно обучать — как особенностям практической работы, так и просто специфичным знаниям (например, умению делать презентации и выступать с ними).
Сложно обстоят дела и с системой послевузовского образования. Не секрет, что действует система продажи соответствующих сертификатов. В этом легко убедиться, сделав соответствующий запрос в интернет–поисковике. В ряде регионов кадровые проблемы столь серьезны, что руководители попросту закрывают глаза на необходимость повышения квалификации.
Бороться с проблемой можно только системно. Нужно формировать и внедрять образовательные стандарты, которые должны разрабатываться с участием представителей разных сфер деятельности в фармацевтической отрасли. При этом процесс образования должен измениться и структурно. Надо выработать возможность выбора специализации по сферам деятельности, расширить набор базовых знаний за счет исключения устаревших дисциплин, а также разработать систему получения реальных практических навыков.