13.06.2024 Издается с 1995 года №5 (362) мая 2024 18+
13.06.2024 Издается с 1995 года №5 (362) мая 2024
// Тема номера

Неравенство в парафармацевтике — серьезный риск для аптеки

Сегодня перечень ассортимента в аптечных учреждениях строго зарегулирован. На аптеки наложены сильные ограничения, имеется широкий спектр обязательств по условиям хранения и отпуска, в том числе для нелекарственной продукции.

Варпетян Акоп
Независимый эксперт фармрынка

При этом ряд категорий продают неаптечные игроки. Речь идет о биодобавках, медтехнике, товарах здорового питания, изделиях медицинского назначения, минеральных водах и т.д. К нефармацевтическим ритейлерам, по идее, должны применяться те же правила, ведь аптечный нелекарственный ассортимент остался тем же. Но, к сожалению, на практике мы этого не наблюдаем.

Особую настороженность вызывают маркетплейсы. Они сильно снизили и продолжают снижать аптечные объемы отпуска парафармацевтики, а именно — сужают категории, играя по другим, нефармацевтическим правилам. Экономическое состояние аптек ухудшается.

Поэтому аптечное сообщество давно просит правительство о расширении нелекарственного ассортимента аптечной организации. Например, аптека не имеет права отпускать никакие продукты пищевой промышленности, которые не являются диетическим питанием профилактического действия, — тот же горький шоколад. А супермаркет или маркетплейс могут продавать и горький шоколад, и все что захотят, включая часть аптечного ассортимента. Это приводит к серьезному искажению конкуренции, в ущерб доступности собственно фармацевтической помощи.

Конечно, биодобавки, медтехника и средства личной гигиены остаются востребованными в аптеках, однако год к году идет снижение. Многие наименования замещаются, а по значительному числу видов продукции идет концентрация на основных брендах.

Сегодня человек не купит два тонометра, он приобретет только один. Но раньше это происходило в аптеке, а теперь — на каком–нибудь маркетплейсе.

Вынужденная необходимость конкуренции за пределами аптечного сегмента осложняется и неравенством. У непрофильных ритейлеров издержки на порядок ниже. ФОТ кладовщика и ФОТ фармацевта различаются кратно. Не говоря уже про стоимость аренды и налоговую нагрузку.

Сегодня рентабельность аптеки зависит от управляемости ассортимента, конкурентной среды в фармотрасли и вне ее, а также покупательской способности. Если аптека умеет работать в современных реалиях, научилась работать с маржинальной продукцией, управлять остатками, грамотно работать с наценкой, то она еще "остается на плаву". Все, кто не смог адаптироваться и измениться, к сожалению, уходят.

Расходы у нас не сокращаются, а только растут. Сама структура по большей части неизменна: ФОТ плюс аренда плюс налоги плюс операционные затраты. Год к году прибавляются различные фискальные и псевдофискальные издержки. Не могу сказать, что в числе грядущих издержек маркировка бутилированной воды окажется критической. Однако общая тенденция к снижению доходности и "вымывание" еще одной категории нелекарственного ассортимента однозначно даст отрицательный результат для отрасли. Исходя из нормальной логики, не совсем понятно: почему разный ассортимент в одной и той же организации (в нашем случае в аптеке) должен верифицироваться в разных системах по разным алгоритмам?

Давайте еще лекарства разобьем по группам и сделаем 10–15 различных методик. Нужно было делать общие правила и насыщать их различными ассортиментными группами.

То же касается и БАДов. Конечно, от них аптека не откажется, будет новая нагрузка и новые издержки. И прогноз тоже не внушает особого оптимизма.

Возможно, нелекарственный ассортимент все-таки расширят, тогда аптеки смогут восстановить часть потерянной доходности и перестанут закрываться. Категории такого ассортимента — предмет дискуссии профессионального сообщества и соответствующих ведомств. На мой взгляд, можно открыть двери для полноценной категории "гигиена", частично — для пищевой продукции, и, возможно, парфюмерной. Здесь сложно дать однозначный ответ: необходим диалог.

Аптеки многие годы работают с самым сложным видом ассортимента — с лекарственными средствами. Все остальное будет для нас проще в силу очевидности регулирования. Для ряда случаев такая простота, к сожалению, чрезмерна. Да, биодобавки не являются самым востребованным ассортиментом в супермаркетах, но в сфере реализации БАДов набирают обороты маркетплейсы. Риски уже описал ранее: возможный исход аптечных организаций из-за неравных условий деятельности.

Статьи подрубрики мнение специалиста:
Контроль в аптеке: какие вопросы предваряют повестку дня?
 Мнение специалиста

Соколова Елена
Специалист по фармацевтическому порядку СРО "Ассоциация независимых аптек"

О значении самоконтроля и роли индикаторов риска
 Мнение специалиста

Кубрина Таисия
Старший юрист практики "Фармацевтика и здравоохранение" юридической компании "Пепеляев Групп"

Самоконтроль всегда необходим аптеке
 Мнение специалиста

Цыбушкина Элла
Генеральный директор ООО "Фармация" (г. Бор, Нижегородская обл.)

Почему необходима организационно-фармацевтическая работа?
 Мнение специалиста

Миронов Александр
Генеральный директор аптечной сети "Аптека Фарма" (Рязанская обл.)

Важно не допускать дополнительных психологических нагрузок
 Мнение специалиста

Тиунов Константин
Директор департамента по коммерческим вопросам аптечных сетей "Юнифарма" и "Росаптека"