23.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
23.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Неравенство в парафармацевтике — серьезный риск для аптеки

Сегодня перечень ассортимента в аптечных учреждениях строго зарегулирован. На аптеки наложены сильные ограничения, имеется широкий спектр обязательств по условиям хранения и отпуска, в том числе для нелекарственной продукции.

Варпетян Акоп
Независимый эксперт фармрынка

При этом ряд категорий продают неаптечные игроки. Речь идет о биодобавках, медтехнике, товарах здорового питания, изделиях медицинского назначения, минеральных водах и т.д. К нефармацевтическим ритейлерам, по идее, должны применяться те же правила, ведь аптечный нелекарственный ассортимент остался тем же. Но, к сожалению, на практике мы этого не наблюдаем.

Особую настороженность вызывают маркетплейсы. Они сильно снизили и продолжают снижать аптечные объемы отпуска парафармацевтики, а именно — сужают категории, играя по другим, нефармацевтическим правилам. Экономическое состояние аптек ухудшается.

Поэтому аптечное сообщество давно просит правительство о расширении нелекарственного ассортимента аптечной организации. Например, аптека не имеет права отпускать никакие продукты пищевой промышленности, которые не являются диетическим питанием профилактического действия, — тот же горький шоколад. А супермаркет или маркетплейс могут продавать и горький шоколад, и все что захотят, включая часть аптечного ассортимента. Это приводит к серьезному искажению конкуренции, в ущерб доступности собственно фармацевтической помощи.

Конечно, биодобавки, медтехника и средства личной гигиены остаются востребованными в аптеках, однако год к году идет снижение. Многие наименования замещаются, а по значительному числу видов продукции идет концентрация на основных брендах.

Сегодня человек не купит два тонометра, он приобретет только один. Но раньше это происходило в аптеке, а теперь — на каком–нибудь маркетплейсе.

Вынужденная необходимость конкуренции за пределами аптечного сегмента осложняется и неравенством. У непрофильных ритейлеров издержки на порядок ниже. ФОТ кладовщика и ФОТ фармацевта различаются кратно. Не говоря уже про стоимость аренды и налоговую нагрузку.

Сегодня рентабельность аптеки зависит от управляемости ассортимента, конкурентной среды в фармотрасли и вне ее, а также покупательской способности. Если аптека умеет работать в современных реалиях, научилась работать с маржинальной продукцией, управлять остатками, грамотно работать с наценкой, то она еще "остается на плаву". Все, кто не смог адаптироваться и измениться, к сожалению, уходят.

Расходы у нас не сокращаются, а только растут. Сама структура по большей части неизменна: ФОТ плюс аренда плюс налоги плюс операционные затраты. Год к году прибавляются различные фискальные и псевдофискальные издержки. Не могу сказать, что в числе грядущих издержек маркировка бутилированной воды окажется критической. Однако общая тенденция к снижению доходности и "вымывание" еще одной категории нелекарственного ассортимента однозначно даст отрицательный результат для отрасли. Исходя из нормальной логики, не совсем понятно: почему разный ассортимент в одной и той же организации (в нашем случае в аптеке) должен верифицироваться в разных системах по разным алгоритмам?

Давайте еще лекарства разобьем по группам и сделаем 10–15 различных методик. Нужно было делать общие правила и насыщать их различными ассортиментными группами.

То же касается и БАДов. Конечно, от них аптека не откажется, будет новая нагрузка и новые издержки. И прогноз тоже не внушает особого оптимизма.

Возможно, нелекарственный ассортимент все-таки расширят, тогда аптеки смогут восстановить часть потерянной доходности и перестанут закрываться. Категории такого ассортимента — предмет дискуссии профессионального сообщества и соответствующих ведомств. На мой взгляд, можно открыть двери для полноценной категории "гигиена", частично — для пищевой продукции, и, возможно, парфюмерной. Здесь сложно дать однозначный ответ: необходим диалог.

Аптеки многие годы работают с самым сложным видом ассортимента — с лекарственными средствами. Все остальное будет для нас проще в силу очевидности регулирования. Для ряда случаев такая простота, к сожалению, чрезмерна. Да, биодобавки не являются самым востребованным ассортиментом в супермаркетах, но в сфере реализации БАДов набирают обороты маркетплейсы. Риски уже описал ранее: возможный исход аптечных организаций из-за неравных условий деятельности.

Специализированные
мероприятия