Новых сложностей в оптовом сегменте не наблюдается
Взаимодействие с дистрибуторским сегментом (по состоянию на лето нынешнего года) у нас складывается удачно и без каких-либо новаций. Практики, сложившиеся много лет назад, в целом не претерпевают значимых изменений. Думаю, что и у других производственных фармацевтических компаний дела обстоят аналогично. Сама же продуктивность взаимодействия и в нашей, и в любой другой отрасли зависит от готовности сторон стремиться к построению отношений, основанных на взаимном уважении интересов, соблюдении договоренностей и выполнении взятых обязательств.
Не секрет, что исторически на фармацевтическом рынке поставки продукции промышленностью ведутся с предоставлением весьма длительных отсрочек платежа (товарного кредита). Фактически производственные компании выступают в роли «товарных банков», кредитуя партнеров, пополняя их оборотный капитал. И нередко наценка дистрибутора оказывается равна финансовой скидке производителя, которая предоставляется плюсом к отсрочке платежа.
Экономическое состояние производства и его рыночные позиции могут быть разными, а для некоторых компаний названные традиции оказываются серьезным бременем. По сути, сегодня фармпром пополняет свои оборотные средства за счет классического кредитования от финансовых институтов. А стоимость таких услуг в последнее время только растет. Ставка рефинансирования ЦБ РФ размером в нынешние 16% делает кредитование производителей крайне дискомфортным, а для слабых компаний — просто неприемлемым способом управления оборотными средствами. Это, конечно же, давит на сложившиеся практики товарного кредитования дистрибуторов.
Вот почему производители стремятся сокращать отсрочки платежа, уменьшать скидки и все чаще пользоваться услугами факторинга. Учитывая, что и дистрибуторам приходиться кредитовать розницу, высокая стоимость кредита, наблюдаемая фактически с начала пандемии и продолжившаяся из-за геополитических потрясений, истощила финансовую устойчивость всех участников рынка. Риски нарастают.
Очевидного и быстрого решения проблемы пока не найдено. Только ответственный подход, сотрудничество и взаимопонимание всех представителей фармрынка смогут удержать систему от срывов, подобных банкротству дистрибуторов «ПрофитМед» и «Годовалов» в прошлом году.
Да, новых сложностей в оптовом сегменте фармрынка в 2024 году не наблюдается (с точки зрения российского производителя). Однако, как и прежде, на дистрибуторов оказывает давление рост аптечных сетей, которые все больше и больше стремятся к установлению прямого взаимодействия с производителями. Это не последняя тенденция, а продолжающаяся и, видимо, набирающая вес в долгосрочной перспективе.