15.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024 18+
15.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024
// Тема номера

Нужен клинический фармаколог — связь между врачом и аптекой

Системе здравоохранения — и фармацевтической помощи как ее части — нередко не хватает единых организационных принципов.

Гридякин Владимир
Генеральный директор ООО "Альянс–Фарм", врач–психиатр высшей категории

Приведу недавний пример: на момент начала всеобщей самоизоляции в нашем районе Подмосковья оказалось немало жителей столицы. Возвращение домой было значительно затруднено, и людям понадобились их курсовые рецептурные препараты. Однако цены на лекарства по рецепту в Московской обл. оказались выше, чем в Москве. А некоторых лекарственных средств в подмосковных аптеках не было в наличии — несмотря на то, что в столичном ассортименте они присутствовали. Такая ситуация сложилась, например, с применяемым при ишиалгиях дипроспаном. Пришлось приложить много усилий, чтобы получить и это, и другие необходимые наименования для наших посетителей–пациентов. И везде, где возможно, снизить цены.

Довольно сложно было с противомалярийными средствами, которые применяются не только при лечении инфекций, но и при хроническом заболевании — ревматоидном артрите. И, конечно же, ситуация с медицинскими масками. С ними происходила просто чехарда: фуры с масками отправляются, а в аптеках их почему–то нет.

Хотелось бы, чтобы и в ценовом, и в ассортиментном вопросе было больше единообразия, и, даже оказавшись в другом регионе, человек не лишался бы доступа к необходимому лекарству или медицинскому изделию. Все цены на рецептурные препараты должны быть зафиксированы по всей стране.

Следующий момент — абсолютная неструктурированность информации о применении лекарственных средств. Например, при лечении новой коронавирусной инфекции. Началась пандемия, и все сведения перепутались еще сильнее. По сути, выбор пациента происходил по принципу Станиславского: "верю или не верю". Решение о приобретении того или иного лекарства зависело от того, как о нем расскажут.

И вот что самое страшное: путаница в выборе лекарственных средств связана не только с пандемией. Огромное количество врачей в современных препаратах не разбирается, а также не знает о наличии тех или иных лекарственных средств в своем районе или городе. Винить в этом медиков трудно — они загружены и даже перегружены. А под воздействием рекламных сообщений выбор лекарств для пациента остается непростым.

Но решается вопрос очень просто: обязательное наличие клинического фармаколога — как связующего звена между врачами и аптеками. Главная задача такого специалиста состоит в том, чтобы с помощью объективных критериев помогать врачам с пользой для больного ориентироваться в океане стремительно появляющихся в обращении лекарственных препаратов.

Не обязательно, чтобы клинический фармаколог был в каждом ЛПУ. Для небольшого населенного пункта достаточно одного такого специалиста. Достаточно, чтобы всего раз в неделю он рассказывал врачам тех или иных специальностей о препаратах определенных фармгрупп и особенностях их применения. Также необходимо взаимодействие клинического фармаколога с региональными властями, чтобы этот специалист сообщал о структуре потребности населения в тех или иных лексредствах и медизделиях. Эту потребность должен изучать и описывать именно клинический фармаколог. Именно его работа — жизненно необходимый "мостик" между помощью медицинской и фармацевтической.

Несмотря на то, что пандемия отступает, задач у здравоохранения не становится меньше. Люди пережили значительные эмоциональные перегрузки и в силу сложившейся ситуации продолжают их испытывать. А это чревато астеническим синдромом, посттравматическим стрессовым расстройством и, как следствие, таких состояний — различными психосоматическими заболеваниями. У пациентов, уже имеющих хронические заболевания, может значительно ухудшиться состояние.

Ситуация с заболеваемостью могла оказаться многократно сложнее, но часть экстренных вопросов, неожиданно поставленных пандемией, смогла решить аптека. Да, фармацевт не врач, но к кому обратиться за консультацией, если в силу эпидситуации посещения поликлиники ограничены? И даже если эпидемической обстановки нет, в фармацевтической помощи есть многие из тех рисков, которым подвергаются работники медицинские.

Считаю, что не только де–факто, но и де–юре фармацевтов и провизоров необходимо признать специалистами здравоохранения.

Специализированные
мероприятия
Omni farma
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Как трансформируется контроль и надзор в фармотрасли
 Мнение специалиста

Титова Жанна

Директор по качеству-провизор ГК «Сантэнс»

Почему необходимо вернуть фармацию здравоохранению?
 Мнение специалиста

Гридякин Владимир

Генеральный директор ООО «Альянс-Фарм», врач

Вопрос о доступности Феназепама для пациентов в аптеках
 Мнение специалиста

Сучкова Елена

Директор по взаимодействию с органами государственной власти, общественными организациями, по обеспечению доступа на рынки России и ближнего зарубежья АО «Валента Фарм»

Маркировка и индикаторы риска: что меняется в оптовом звене
 Мнение специалиста

Власов Гарольд

Управляющий директор фармацевтического 3PL-оператора NC Logistic

Растет число обращений от производителей БАД и медизделий
 Мнение специалиста

Курашева Светлана, Вице-президент по развитию операций ГК «Сантэнс»

Чмелев Владимир, Руководитель департамента бизнес-технологий ГК «Сантэнс»

Волошина Светлана, Ведущий менеджер по продажам CTT ГК «Сантэнс»

Специализированные
мероприятия
Omni farma