Нужно рассмотреть идею субсидирования аптеки
В Государственной Думе ФС РФ создана рабочая группа по совершенствованию законодательства в сфере обращения лекарственных средств.
Ватутина Елена
Основательница проекта Pharmznanie ("Фармзнание")
В зоне ее интересов — процедура регистрации новых препаратов, лекарственное обеспечение граждан за счет бюджета, интернет–торговля лекарствами и их реклама в СМИ… Но хотела бы прокомментировать те инициативы, которые касаются близкого мне коммерческого сегмента.
Если говорить в целом — кажется, пока все предлагаемые идеи оторваны от реальности.
Например, тезис о том, что аптеки не должны предлагать покупателям только дорогие лекарства, полностью разнится с реальной статистикой по сегменту дешевой и средней аптечной розницы (а это 65% рынка). Ситуация в России такова, что дженериков у нас продается гораздо больше, чем оригинальных препаратов: доля дженериков на фармрынке — 83,5% в натуральном объеме и 62% в денежном. Среди лидеров по реализованным упаковкам недорогие препараты. Согласно исследованиям, в 2018 г. 73% продаж приходилось на лекарственные средства стоимостью до 250 руб. Как следствие, аптеки закупают более дешевые препараты — дорогостоящие доступны только под заказ. Это реальные цифры с реальных продаж в реальных аптеках, а не политический популизм.
Вторая инициатива — вернуть классические аптеки с рецептурно-производственными отделами. Согласитесь, звучит красиво — "лекарства, которые учитывают индивидуальные особенности организма". А теперь от эстетики к фактам. Чтобы идея перехода на "персонифицированные лекарства" могла реализоваться, нужны несколько факторов. Во–первых, аптек с производственными отделами должно быть столько, чтобы они были доступны каждому жителю страны. По нашей статистике, сегодня таких аптек в России — не более 2%, и потребуется не менее 10 лет, чтобы органически нарастить их долю хотя бы до 30%.
Во–вторых, врачи должны быть способны выписывать соответствующие рецепты. А они не обладают ни знаниями, ни временем, чтобы этим заниматься в современных условиях работы поликлиник, когда в среднем на прием одного пациента дается максимум 15 мин.
В-третьих, это должно быть экономически целесообразно. Даже если первые два фактора сойдутся, экономика в любом случае не будет экономной: изготовленное на заказ лекарственное средство никогда не будет дешевле, чем то, что сошло с конвейера.
Если говорить о международном опыте, то в Европе и США количество производственных аптек ничтожно — их днем с огнем не сыщешь. Зато можно легко найти рецептурные отделы, в которых тебе в унифицированную упаковку отсыпают ровно то количество препарата, которое назначил врач. Но этот препарат — в готовых, сошедших с конвейера лекарственных формах: в таблетках или капсулах. И, кстати, получается неплохая оптимизация затрат, ведь это позволяет платить в рамках лекарственного страхования не за целый блистер (если он не нужен), а за 6, 7, 8 таблеток — в зависимости от назначения врача.
Еще одна идея — расширение ассортимента аптек, появление в нем неаптечных позиций. Зайдите в любую точку аптечных продаж — вы уже сегодня можете купить там питьевую воду (а не только лечебную минеральную), косметику, детские товары. В условиях, когда ужесточаются лимиты на наценки для целого ряда ходовых лекарственных препаратов, бизнес вынужден что-то придумывать, как–то крутиться, выживать. Так что, эта инициатива, можно сказать, аптеками уже реализована.
Что могу предложить со своей стороны?
Прежде всего, тщательно изучить опыт западных стран и возможности использовать его в системе российского здравоохранения. Например, рассмотреть идею субсидирования. Если аптека удовлетворяет необходимым критериям по ассортиментному ряду, если она придерживается определенных принципов в работе, то может рассчитывать на преференции, например, на налоговые льготы или финансовую поддержку со стороны государства. Эту идею можно организовать на базе аптечных кластеров — реализацию подобных проектов мы уже видим в разных сферах, не только фармацевтической. Кроме того, можно рассмотреть вопросы частно-государственного аптечного партнерства как на региональном, так и на федеральном уровне. Это касается и централизованного закупа, и централизованного маркетинга, и централизованной логистики. Аптечный бизнес переживает не лучшие времена, поэтому государство должно думать не о том, как потуже закрутить гайки, а наоборот — как помочь предпринимателям.