07.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024 18+
07.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024
// Тема номера

О мерах поддержки национального производства фармсубстанций

Основой лекарственного обеспечения в нашей стране в настоящее время является перечень ЖНВЛП. В 2023 году он включает в себя 814 МНН лекарственных препаратов. По данным ГРЛС, для 433 из этих международных наименований обеспечена технологическая возможность производства по полному циклу, включая производство фармсубстанций.

Пресс–служба Минпромторга России

Также распоряжением Правительства РФ от 06.07.2010 №1141-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 01.08.2020 №2015-р) утвержден перечень СЗЛС (стратегически значимых лекарств), производство которых должно быть обеспечено на территории нашей страны. Данный перечень насчитывает 215 МНН различных лекарств по основным видам нозологий. В перечень СЗЛС включены, например, препараты, предназначенные для профилактики и лечения сердечно–сосудистых, онкологических, орфанных заболеваний, патологий органов дыхания, инсулинозависимого сахарного диабета, ВИЧ–инфекции, гепатитов, средства для оказания скорой и паллиативной медпомощи и др. Для 151 из 215 МНН данного перечня  обеспечена технологическая возможность производства по полному циклу, включая  производство фармацевтических субстанций.

По данным аналитических агентств, поставки фармсубстанций в РФ в 2023 году сохраняются на уровне 2021–2022 гг. Здесь важно отметить, что зависимость от китайской (и частично индийской) сырьевой базы является характерной не только для России, но и для стран Европы и США. Однако вопрос производства лекарств по полному циклу, включая синтез АФС, должен быть экономически обусловлен, так как для подавляющего большинства препаратов ведется госрегистрация цен. А предприятия–производители самостоятельно формируют запасы сырья, вспомогательных веществ, расходных материалов и других компонентов в соответствии со своими производственными планами.

Создание производств АФС поддерживается Фондом развития промышленности. К сегодняшнему дню фонд выделил фармкомпаниям заемное финансирование на сумму 9 миллиардов рублей на реализацию 21 проекта в рамках ряда востребованных программ (это "Проекты импортозамещения", "Проекты развития", "Лизинговые проекты", "Противоэпидемические проекты", "Комплектующие изделия", "Приоритетные проекты", "Противодействие эпидемическим заболеваниям"). 

Есть и практика создания производств фармсубстанций с использованием альтернативных механизмов направления средств в отрасль — специнвестконтракт (СПИК), который способствует привлечению долгосрочных негосударственных инвестиций.

А в 2023 году запущен еще один механизм стимулирования — кластерная инвестиционная платформа. В рамках этого механизма предусмотрена поддержка проектов, направленных на создание или модернизацию производств лекпрепаратов. Приоритетной продукцией для фармотрасли являются препараты из перечня ЖНВЛП, производство которых должно идти по полному циклу (включая стадию производства субстанции). Предприятия смогут привлечь льготный инвесткредит (для фармацевтики его размер составляет от одного до ста миллиардов рублей) по текущей ставке 6,9% (она рассчитывается как 30% от ключевой ставки, увеличенной на 3 процентных пункта). Такая финансовая поддержка предоставляется на время реализации инвестиционной фазы проекта с прибавлением еще двух лет.

При этом Стратегией "Фарма–2030" в 2025 году запланировано установление механизма "второй лишний" для препаратов, производимых по полному циклу (включая субстанции) в странах ЕАЭС.