Бичевой Константин (Саратовская обл.)
Маховская Виктория (Курская обл.)
Наталья Чернухина (Москва и Подмосковье)
Фармацевтические инспекторы ААУ "СоюзФарма"
Раньше почти каждый фармацевт мечтал получить высшее образование и стать провизором. А сейчас подобная перспектива кажется аптечным работникам только обузой. Пять лет обучения, цейтнот, перегрузки — и что в итоге?
Еще одна почти стертая, но очень серьезная градация: ту или иную квалификационную категорию имеет не только врач, но и аптечный специалист. Раньше это было важно для каждого фармацевта и каждого провизора. Люди старались повысить свой профессиональный уровень, пытались совершенствоваться в профессии, учиться, искать ответы на сложные вопросы… А сегодня в большинстве аптечных организаций никто не обращает внимания на то, какая категория у фармацевтического работника и есть ли она вообще (даже доплата за категорию производится исключительно в больничных аптеках).
И еще одна зона смешения. Фармация по своей сути — полноценная часть системы здравоохранения. Однако условия рынка диктуют свое, и, например, у сотрудников сетевых аптек нередко возникает ощущение, что они работают в неспециализированном ритейле. Очень горько, когда нивелируют различия между фармацевтической помощью и торговой деятельностью.
В одном из регионов, где представлена наша ассоциация, мы проводили опрос в ряде аптечных организаций на предмет кадров. В крупной сетевой аптеке специалисты сообщили: объемы реализации у нас увеличиваются только за счет роста цен. А та прибыль, которая остается, идет исключительно на налоги, а не на повышение зарплаты. То есть аптечная организация работает на грани рентабельности. Отсюда и текучесть кадров.
А вот во многих муниципальных аптеках, в классических аптеках, где сохранились производственные отделы, кадры постоянные. Специалисты работают многие годы и менять место работы не собираются. При этом заработная плата у них выше.
Когда сотрудники аптек получают постоянную поддержку, им легче выполнять свои задачи, легче сохранять основные принципы фармацевтической помощи — следовательно, кадровый вопрос тоже становится менее острым.
Нравится нам это или нет, но в формате крупной сети часто меняется сам подход к работе фармспециалиста. Даже фармацевтическое консультирование может отходить на второй план в сравнении с планом продаж. А увеличение количества так называемых СТМ просто сводит к нулю уровень нашей профессии. Пациент приходит за лекарствами, чтобы помочь себе, восстановить свое здоровье. Но его встречает девушка в белом халате и начинает рассказывать про косметику и биологически активные добавки.
Виноваты ли в этом аптеки? Экономические условия, в которые они поставлены, зависят не от них. Финансовое положение аптечной организации подчас таково, что, например, маркетинговое сотрудничество с производителем может выступать как единственная возможность продолжать работу.
Акцент на роль продавца ведет к профессиональному выгоранию специалистов. Ведь в такой направленности мало приятного. Нельзя не отметить и влияние маркировки. Вспомните, как происходит процесс приемки маркированных лекарственных препаратов. Монотонная работа плюс постоянное монотонное звучание сканера. И звук этот мало располагает. Как повлияют такие условия на фармацевта или провизора, чем они помогут в его профессиональном развитии?
Вызывает опасения и введенная с 1 декабря административная ответственность за нарушения во взаимодействии с системой МДЛП. К сожалению, сбои в системе происходят часто, а установленный размер административных санкций достаточно велик. Отсюда риски закрытия для многих аптечных организаций.
Хочется надеяться, что упрощенный режим работы с маркировкой будет сохранен для аптек. Есть соответствующий проект приказа Минпромторга, но подчеркнем, что документ является именно проектом.
Следующий сложный момент в фармацевтической деятельности – проблемы регулирования. Хотелось бы напомнить, что до 1993 года в нашей стране существовало Главное аптечное управление. И все документы, которые касались фармации, детально разрабатывались на коллегии этого управления. Каждый приказ изучался всеми отделами ведомства — и только потом выходил в свет. Благодаря такому подходу правовые акты составлялись четко и лаконично: каждый пункт содержал конкретное действие, которое надлежало выполнить аптеке.
В современных же нормативных актах распространен отсылочный формат оформления изменений. Внесенные в документ коррективы нередко адресуют читателя к предшествующему документу: "пункт Х дополнить следующими словами". Такое оформление не всегда просто для понимания, в особенности с учетом сегодняшней нагрузки аптечных работников. Пандемия ее только усилила.
У аптечных специалистов есть вопросы и к непрерывному фармацевтическому образованию. Новой системы многие боятся — и это не всегда молодые сотрудники.
Те опытные кадры, которые трудятся сейчас в наших аптеках, — это кладезь аптечного дела. Самые мудрые, самые профессиональные, самые знающие. Те, на ком держатся аптечные организации. И именно они вынуждены сейчас уходить из профессии, доработав еще год–два, пока действует сертификат.
Очень многие аптечные работники хотели бы вернуться к старой системе повышения квалификации. В этом году, к счастью, еще было возможно пройти программу ДПО объемом в 144 часа — что для периодической аккредитации являлось достаточным.
Процессы системы НМФО в их сегодняшнем виде сложно назвать полностью доработанными. Идея была очень правильной — сделать последипломное образование непрерывным, более актуальным, современным, удобным, содержательным. Однако организационные сложности, которые порой возникают уже на этапе входа на образовательный интернет-портал, рискуют превратить новый подход в формальность.
Острота кадрового вопроса — следствие тех условий, в которых оказалась аптека. Среди нас есть председатели аккредитационных комиссий в различных образовательных учреждениях, и год за годом мы наблюдаем примерно одну и ту же картину. Выпускники с высшим фармацевтическим образованием в основном стараются устроиться на должность медицинского представителя. Еще один популярный путь — переезд в Москву и работа в аптечных организациях столицы, где зарплата выше, чем во многих других регионах.
Со средним образованием нередко бывает иначе: выпускники некоторых региональных колледжей получают одновременно две квалификации — медицинской сестры и фармацевта. Многие предпочитают стезю медицинского работника.
В столице во многом те же тенденции. Почти 90% выпускников фармфакультетов не собираются идти в аптеки! Исключение — те специалисты, которые уже работают в аптечной организации и решили получить высшее образование для дальнейшей деятельности в данной сфере. Остальные ищут либо вакансии медицинских представителей, либо работу на производстве, где нет ежедневной нагрузки в виде контакта с покупателем.
Что поможет улучшить условия работы фармацевта и провизора?
Это материальная заинтересованность сотрудников. Самый первый шаг — снижение налоговой нагрузки на аптечные организации. Наша ассоциация обращалась с предложениями по этому вопросу и к регуляторам, и в "ОПОРУ России", и к Уполномоченному по правам предпринимателей… Проблема режимов налогообложения для фармации является очень острой, и уже сейчас мы видим закрытие значительного числа аптек, связанное с резким ростом данных платежей. Кратного увеличения расходов многие попросту не выдержали.
Вопрос о налоговых льготах тесно связан и с вопросом о статусе аптеки в системе здравоохранения. Еще раз подчеркнем — проблема кадров острее стоит в коммерческой аптечной организации. То есть при необходимости выживать исключительно за счет собственной рентабельности. Общественно значимой задаче фармацевтической помощи необходима поддержка…