О роли нематериальной мотивации в фарминдустрии
Мальцева Наталия
HR директор ООО "ЭГИС–РУС"
А с развитием ИТ многие компании запускают полезные информационные ресурсы и сервисы, которые качественно меняют жизнь пациентов.
Поэтому для динамичного развития фармацевтической промышленности (включая такую ее составляющую, как научные исследования) требуются высокопрофессиональные специалисты с проактивной позицией, готовые постоянно обучаться и профессионально совершенствоваться. Задача работодателя — создавать для работников комфортные условия труда, чтобы они могли чувствовать себя в безопасности и как следствие сконцентрироваться на своих профессиональных задачах.
Если же говорить о мотивации сотрудников, то в любые времена важен как материальный, так и нематериальный аспект. Например, если на собеседовании спросить у соискателя должности «медицинский представитель», по каким критериям он выбирает место работы, то первое, что называют кандидаты, это известность и стабильность компании, портфель препаратов, известны ли они, адекватность непосредственного руководителя, доброжелательная атмосфера в коллективе, перспективы профессионального развития и карьерного роста в обозримом будущем, прозрачная и привлекательная система оплаты, льготы и компенсации. В поиске работодателя каждый старается найти не только источник дохода, но и максимально комфортные по возможности условия труда. Иными словами, нематериальная мотивация — именно то, что может удерживать кадры гораздо крепче, нежели просто деньги.
Поясню на примере нашей компании. Помимо оклада, мы предлагаем весомый компенсационный пакет, который обеспечивает дополнительную социальную защищенность сотрудников: медицинское страхование для сотрудников и их ближайших родственников, страхование жизни, компенсацию стоимости питания, доплату по больничным листам сверх предусмотренных государством выплат и доплату отпускных до должностного оклада. Также предоставляем работникам современные средства связи с возмещением расходов на телефонию и интернет, а определенным категориям сотрудников (чья деятельность связана с разъездами) для выполнения работы даются в пользование служебные автомобили.
Уверенность в завтрашнем дне значима для каждого специалиста, при этом в любой профессии, особенно в такой наукоемкой отрасли, как фармацевтика, необходимы также перспективы развития и профессионального роста. Поэтому фармкомпаниям приходится непрерывно обучать и развивать своих сотрудников, чтобы давать каждому доступ к новым знаниям, а также предоставлять возможности для освоения новых навыков.
Например, различные программы по управлению талантами помогают организациям формировать собственный кадровый резерв, основываясь на стремлениях самих работников, их потенциале и профессиональных навыках. Благодаря такому резерву продвижение на вновь открываемые позиции становится оперативным и результативным, а уровень профессионализма команды непрерывно растет.
В нашей компании уже долгое время действует система непрерывного профессионального развития (НПР). Ежегодное собеседование в рамках НПР дает сотрудникам уникальную возможность детально обсудить индивидуальные достижения за прошедший год и сформулировать цели на год будущий: каждый работник совместно со своим руководителем может определить свои сильные стороны и задать вектор совершенствования тех компетенций, которые потребуются для новой позиции. Специалисты с высоким профессиональным потенциалом могут рассчитывать на индивидуальный план развития, включая участие в международных учебных программах и проектах.
Большое значение для создания мотивации у новых сотрудников имеет процедура онбординга (набор мероприятий для адаптации новых сотрудников). Акклиматизация в различных компаниях составляет от одного месяца до полугода, у нас он продолжается три месяца. Чтобы каждый новичок мог комфортно войти в рабочий процесс и влиться в коллектив, для него формируется специальный план адаптации. Он включает в себя знакомство со спецификой компании, производимой продукцией, организационными процессами, освоение инструментов и технологий, которые должны использовать в процессе работы. Все что можно вынести в онлайн, мы с удовольствием это делаем. Например, двухнедельный онлайн-тренинг для новых сотрудников проводится удаленно с помощью корпоративных платформ. Все необходимые материалы для старта собраны на корпоративном портале в разделе "Я — новый сотрудник".
Кроме всего перечисленного, новичков сопровождают наставники — опытные сотрудники, помогая ему быстрее приспособиться и адаптироваться на новом месте работы. Знания и навыки лучше всего передаются в процессе простого человеческого общения.