Обзор аптечных продаж зубных паст в I полугодии 2016 г.
Это на 10,2% меньше чем в первом полугодии 2015 года в стоимостном выражении и на 18,4% в упаковках. Такие данные представлены в ежемесячном розничном аудите фармацевтического рынка России, проводимом аналитической компанией DSMGroup.
Из общего количества средств для ухода за полостью рта, реализованных через российские аптеки, порядка 40% приходится на зубные пасты, около 20% занимают средства по уходу за зубными протезами (пасты, кремы, гели и другие специальные средства), 14% от общего количества составили зубные щётки (в том числе электрические). Российский рынок средств ухода за полостью рта отличается разнообразием марок и вариантов зубных паст. Только в аптеках (по данным за первые шесть месяцев 2016 года) было продано более 100 различных брендов, которые с учётом товарной линейки составляют 810 наименований для потребителя. Аптечный рынок зубных паст представлен большим количеством так называемых профессиональных брендов, которые имеют заявленный лечебный эффект.
Средневзвешенная стоимость одной упаковки зубной пасты по итогам первых 6 месяцев 2016 г. составила 133 рубля, что на 10% больше, чем за аналогичный период 2015 г.
Рынок зубных паст остается высококонцентрированным: ТОР–10 брендов занимают 91% стоимостного объема продаж и 88,1% натурального. Четверка лидеров среди брендов в I полугодии 2016 г. осталась неизменной по сравнению с предыдущим годом, при этом лидеры — бренды Rocs и "Лакалют", несмотря на сокращение объёмов реализации, занимают около половины аптечного рынка зубных паст.
В отличие от других периодов, в первые 6 месяцев 2016 г. в рейтинге брендов практически нет изменений. При этом рейтинг покинул бренд "Бленд-а-мед", а его десятую строчку занял бренд "Аквафреш".
Примечательно, что в ТОП-10 по итогам первого полугодия 2016 года только один бренд увеличил объемы продаж в рублях: бренд "Асепта" (+19,5%). Максимальное сокращение принадлежит брендам "Президент" (–27,4%), "Парадонтакс" (–20,5) и Colgate (–20,3%).
Табл. 1 Рейтинг брендов по стоимостным объемам продаж, I полугодие 2016 г.
Номер в рейтинге
|
Изменение в рейтинге
|
Бренд
|
Доля, I пол. 2016 г., %
|
Прирост 1 пол. 2016г./ 1 пол. 2015 г., %
|
1
|
0
|
ROCS
|
29,5
|
–7,5
|
2
|
0
|
ЛАКАЛЮТ
|
21,1
|
–8,9
|
3
|
0
|
SPLAT
|
9,7
|
–2,2
|
4
|
0
|
СЕНСОДИН
|
8,9
|
–6,8
|
5
|
0
|
ПАРАДОНТАКС
|
6,7
|
–20,5
|
6
|
0
|
COLGATE
|
4,7
|
–20,3
|
7
|
0
|
ПРЕЗИДЕНТ
|
4,4
|
–27,4
|
8
|
0
|
АСЕПТА
|
2,2
|
19,5
|
9
|
0
|
ЭЛМЕКС
|
1,9
|
–11,7
|
10
|
1
|
АКВАФРЕШ
|
1,9
|
–14,7
|
В рейтинге натуральных объемов продаж изменения более существенные. Поменялся лидер — несмотря на сокращение объёмов реализации, первую строчку занял бренд Rocs (–12,6%), сместив на вторую строку бренд "Лакалют" (–18,7%). Поменялись местами пары брендов "Сенсодин" и Colgate, "Лесной бальзам" и "Президент". Бренд "Бленд-а-мед" покинул и натуральный рейтинг.
Максимальное падение продаж коснулось брендов "Президент" (–39,0%) и Colgate (–29,9%).
Табл. 2 Рейтинг брендов по натуральным объемам продаж, I полугодие 2016 г.
Номер в рейтинге
|
Изменение в рейтинге
|
Бренд
|
Доля, 1 пол. 2016 г., %
|
Прирост I пол. 2016 г./ I пол. 2015 г., %
|
1
|
1
|
ROCS
|
21,3
|
–12,6
|
2
|
–1
|
ЛАКАЛЮТ
|
19,9
|
–18,7
|
3
|
0
|
SPLAT
|
14,7
|
–8,9
|
4
|
1
|
СЕНСОДИН
|
7,7
|
–16,6
|
5
|
–1
|
COLGATE
|
6,9
|
–29,9
|
6
|
0
|
ПАРАДОНТАКС
|
6,2
|
–21,9
|
7
|
1
|
ЛЕСНОЙ БАЛЬЗАМ
|
3,9
|
–8,1
|
8
|
–1
|
ПРЕЗИДЕНТ
|
3,5
|
–39,0
|
9
|
1
|
АСЕПТА
|
2,9
|
4,9
|
10
|
1
|
АКВАФРЕШ
|
1,9
|
–17,4
|
В ТОР–10 максимальный прирост стоимости упаковки "показал" бренда "Элмекс" (+20,8%) и "Президент" (+19,1%), а минимальный — "Аквафреш" (+3,2%).